Краткая биография

Вирджи́ния Вулф (англ. Virginia Woolf; урождённая Аделина Вирджиния Стивен англ. Adeline Virginia Stephen; 25 января 1882, Кенсингтон, Мидлсекс, Англия — 28 марта 1941, Льюис, Суссекс, Англия) — британская писательница и литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Входила в группу Блумсбери.

В межвоенный период Вулф была значительной фигурой в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери. К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и эссе «Своя комната » (1929), содержащее известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания».

Вирджиния Вулф стала одной из центральных фигур феминизма в 1970-х годах, её работы получили много внимания и распространённые отзывы о всех аспектах творчества писательницы. Её работы широко известны во всём мире, также они переведены на более чем пятьдесят языков. Вирджиния Вулф страдала от сильных приступов психической болезни на протяжении всей своей жизни и покончила с собой, утопившись в реке в 1941 году, в возрасте 59 лет.

Ранние годы

Вирджиния Вулф родилась 25 января 1882 года, на улице 22 Гайд-Парк Гейт  в Кенсингтоне, Лондон. Её отцом был биограф Лесли Стивен (1832—1904); матерью - филантроп и натурщица Джулия Принсепия Дакворт Стивен  (1846—1895). Джулия Стивен родилась в Британской Индии в семье Джона и Марии Пэттл Джексонов. Она была внучатой племянницей фотографа Джулии Маргарет Кэмерон и двоюродной сестрой борца за права женщин, леди Генри Сомерсет . Джулия переехала в Англию вместе с матерью, где она позировала для художников, таких как Эдвард Бёрн-Джонс. Джулия назвала дочерей в честь семьи Джексонов: Аделина в честь сестры леди Генри Сомерсет, Аделин Мари Рассел , герцогини Бедфорд, и Вирджиния, в честь ещё одной её сестры, умершей в молодости.

Фотопортрет матери Вирджинии Вулф, Джулии Стивен, сделанный Джулией Маргарет Камерон (апрель, 1867 год)Фотопортрет матери Вирджинии Вулф, Джулии Стивен, сделанный Джулией Маргарет Камерон (апрель, 1867 год)

Вулф была воспитана своими родителями в социально-приемлемых бытовых условиях. Её родители оба ранее были женаты и овдовели, следовательно в семье содержались дети от трёх браков. Джулия родила троих детей от своего первого мужа, Герберта Дакворта: Джорджа , Стеллу и Джеральда Дакворта . Лесли ранее был женат на Харриет Мариан Теккерей (1840—1875), дочери Уильяма Мейкписа Теккерея, в браке у них родилась одна дочь — Лора Стефана Мейкпис, которая позже была признана душевнобольной и жила с семьей, а после в психбольнице с 1891 года. У Джулии и Лесли было четыре совместных ребёнка: Ванесса Стивен (позже известная как Ванесса Белл) (род. 1879), Тоби Стивен  (род. 1880), Вирджиния (род. 1882) и Эдриан Стивен  (род. 1883).

Лесли Стивен — высокопросвещённый, как редактор, критик и биограф, — его связь с Уильямом Теккереем означала, что его дети были воспитаны в среде, наполненной влиянием викторианского литературного общества. Генри Джеймс, Джордж Генри Льюис и крёстный отец Вирджинии, Джеймс Рассел Лоуэлл, были среди посетителей дома. Родственники Джулии также оказывали влияние на их детей. Её тетя Джулия Маргарет Кэмерон была фотографом, которая также посещала семью Стивен. Литературное влияние оказывали и огромные библиотеки в доме семьи Стивен, из которых Вирджиния и Ванесса были обучены классике и английской литературе. Их братья Адриан и Юлиан (Тоби) были формально образованны и отправлены в Кембриджский университет. Вирджиния отметила это проявление неравенства и позже осудила в своих работах. Однако преимуществом учебы молодых людей в Кембридже для сестер послужило то, что позднее в дом приглашались их интеллектуальные друзья. Вирджиния изучала греческий язык у двух преподавательниц на дому (Клара Патер  и Джанет Кейс ), и в 1925 году отразила этот опыт в эссе "О незнании греческого".

По данным мемуаров Вулф, её самые яркие детские воспоминания были не из Лондона, а из Сент-Айвс, Корнуолл, где семья проводила каждое лето до 1895 года. У семьи Стивен там был летний дом, открывавшим вид на залив Портминстер, он до сих пор стоит там же, хотя и несколько изменённый. Воспоминания об этих семейных праздниках и впечатлениях от ландшафта, особенно от маяка Годреви, оставили свой след в более поздние годы, особенно в романе «На маяк». Она описывала, почему она чувствовала себя так хорошо там, в дневниковой записи от 22 марта 1921 года: «Почему я так невероятно, неизлечимо и романтично думаю о Корнуолле? Из-за прошлого, я полагаю. Я вижу детей, бегающих в саду…шум моря ночью…почти сорок лет жизни, всё построено на этом, пропитано этим: так много, что я не смогу объяснить».

Внезапная смерть её матери в 1895 году, а через два года смерть её сводной сестры Стеллы, когда Вирджинии исполнилось тринадцать, привели к первому из нескольких нервных срывов Вирджинии. После того, как её мать и сестра умерли, она потеряла своего брата Тоби, в начале XX века. Однако, у неё хватило сил пройти курсы обучения в женском отделении королевского колледжа в Лондоне между 1897 и 1901 годами. Там она познакомилась с высокообразованными женщинами реформаторских взглядов, такими как, Лилиан Фейтфулл, Клара Патер  и Джорджина Уорр. Её сестра Ванесса также изучала латынь, итальянский, искусство и архитектуру в этом колледже. В 2013 году в честь Вирджинии Вулф, назвали одно из зданий в этом колледже.

Смерть отца в 1904 году спровоцировала её самый сильный приступ депрессии, и она ненадолго была помещена в больницу. Писательница восстановилась после лечения у своей подруги Вайолет Дикинсон и у своей тёти Кэролайн в Кембридже. Современные учёные, в том числе её племянник и биограф, Квентин Белл , считают что её приступы и последующие повторяющиеся депрессивные периоды, были также спровоцированы влиянием сексуальных злоупотреблений, которым она и её сестра Ванесса подвергались со стороны их сводных братьев Джорджа и Джеральда Даквортов, а также осуждением её нетрадиционной сексуальной ориентации, об этом Вулф писала в своих автобиографических эссе.

На протяжении всей последующей жизни Вулф мучили периодические перепады настроения и сопутствующие заболевания. Она проводила три коротких периода в 1910, 1912 и 1913 годах в «Burley House», Лондон, описанном как частный дом для женщин с нервными расстройствами. Хотя эта нестабильность часто влияла на её социальную жизнь и адаптацию в обществе, свою литературную деятельность она продолжала с перерывами на протяжении всей своей жизни.

Блумсбери

После смерти их отца и второго нервного срыва Вирджинии, Ванесса и Эдриан продали их старый дом и купили дом 46 на Гордон-сквер  в районе Блумсбери. Вулф вскоре познакомилась с Литтоном Стрейчи, Клайвом Беллом , Рупертом Бруком, Э. М. Форстером, Саксоном Сидней-Тёрнером , Дунканом Грантом, Леонардом Вулф, Джоном Мейнардом Кейнсом, Дэвидом Гарнеттом и Роджером Фрайем, с которыми вместе основала интеллектуальный круг писателей и художников, известный как кружок Блумсбери . Несколько членов группы достигли известности в 1910 году с «Dreadnought hoax », в котором Вирджиния приняла участие. Её полные разговоры о мистификации были обнаружены и опубликованы в воспоминаниях, собранных в расширенном издании «The Platform of Time» (2008). В 1907 году Ванесса вышла замуж за Клайва Белла, и пара процентов вложенных ими в Авангард искусства оказала важное воздействие на Вулф и развитие её как автора.

Вирджиния Вулф и Т. С. Эллиот в 1924 годуВирджиния Вулф и Т. С. Эллиот в 1924 году

Вскоре Вирджиния вышла замуж за писателя Леонарда Вулф, 10 августа 1912 года. Несмотря на его низкий материальный статус, Вулф полюбила Леонарда и супруги разделили тесную связь. В 1937 году Вулф записала в дневнике: «После 25 лет любви мы не могли быть отдельно друг от друга...я видела в этом огромное удовольствие». Супруги также сотрудничали профессионально, в 1917 году они основали издательство «Хогарт пресс », которое впоследствии опубликовало несколько романов Вирджинии, вместе с работами Томаса Стернза Элиота, Лоренса Ван дер Поста и др. «Хогарт пресс» также выпустило несколько произведений современных художников, в том числе Доры Каррингтон и Ванессы Белл. Вулф считала, что в патриархальном обществе, женщины-писательницы нуждались в поддержке, чтобы работать и часто мечтала об аутсайдерском обществе, где женщины-писательницы создают виртуальное личное пространство для себя и через их работы развивается феминистская критика общества. Хотя такое общество не было создано, издательство «Хогарт пресс» было максимально приближено к писателям, которые имели нетрадиционные точки зрения и формировали собственное читательское сообщество. До 1930 года Вулф часто помогала мужу печатать книги в издательстве, так как денег на сотрудников не было. Вирджиния и Леонард были интернационалистами и пацифистами, которые считали, что укрепление взаимопонимания между народами было лучшим способом избежать новой мировой войны и решили вполне сознательно публиковать произведения иностранных авторов, которые британской читающей публике не были известны. Первым иностранным автором для их публикации стал советский писатель Максим Горький.

Вирджиния Вулф предложила группе Блумсбери либерально подходить к человеческой сексуальности, так в 1922 году она познакомилась с писательницей и садовником Витой Сэквилл-Уэст, женой Гарольда Никольсона. Вскоре после знакомства у них начались романтические отношения, которые по данным Виты в письме к мужу 17 августа 1926 года были всего лишь небольшой сексуальной связью. Однако близость Вирджинии с Витой продолжалась и в начале 1930-х годов.

Вирджиния и Леонард Вулф в 1912 годуВирджиния и Леонард Вулф в 1912 году

Вита Сэквилл-Уэст работала не покладая рук, чтобы поднять самооценку Вулф, говоря ей, чтобы она не смотрела на себя как на затворницу, склонную к болезни, которая должна прятаться от мира, также она хвалила Вирджинию за её живость, остроумие, интеллект и достижения в качестве писательницы. Вита настаивала на том, чтобы Вулф переоценила свои человеческие качества, развивая более положительный образ самой себя, это создало впечатление, что произведения Вирджинии были продуктами её сильных, а не слабых сторон. Начиная с 15-летнего возраста, отец и врач Вулф считали, что чтение и письмо были вредны для её психического состояния, требующего режима физического труда, такого как садоводство, чтобы не допустить нервного срыва. В связи с этим Вирджиния потратила много времени, одержимо занимаясь таким физическим трудом. Вита Сэквилл-Уэст стала первой, кто сказал Вулф о том, что ей был поставлен неправильный диагноз и что ей пойдёт на пользу занятие чтением и письмом, которое успокоит её психику. Под влиянием Виты Сэквилл-Уэст Вулф научилась справляться со своей болезнью, переключаясь между различными формами интеллектуальной деятельности, таких как чтение, письмо и книжные рецензии, вместо того, чтобы тратить своё время на физическую деятельность, которая отнимала у неё силы и ухудшала её психику. Вита Сэквилл-Уэст решила издаваться в «Хогарт пресс», чтобы помочь Вулф финансово. «Соблазнители в Эквадоре», первый из романов Виты, опубликованный издательством «Хогарт пресс», не был успешным, было продано всего 1500 экземпляров в первый год, но следующий роман Виты Сэквилл-Уэст, опубликованный в этом издательстве, стал бестселлером, было продано 30 000 тыс. копий в первые шесть месяцев.

В 1928 году Вирджиния Вулф представила Виту Сэквилл-Уэст в своём романе «Орландо», который являлся фантастической биографией, в которой одноимённый герой охватывает три столетия жизни, половину из них прожив как мужчина, а другую половину как женщина. Найджел Николсон , сын Виты Сэквилл-Уэст писал: «Влияние Виты на Вирджинию содержится в романе «Орландо», который является самым длинным и очаровательным любовным письмом в литературе, в нём она исследует Виту, вплетает её в века, бросает её из одного пола в другой, играет с ней, одевает её в меха, кружева и изумруды, дразнит её, заигрывает с ней и создаёт капли тумана вокруг неё». После того, как их роман закончился, обе женщины оставались друзьями до смерти Вирджинии Вулф в 1941 году.

Смерть

С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время авианалета. После завершения работы над манускриптом последнего (посмертно опубликованного) романа «Между актами» (Between the Acts) Вулф впала в глубокую депрессию, она больше не могла работать. После окончания Второй мировой войны дневник Вулф указывает на то, что она была одержима смертью и её настроение омрачалось всё больше. Посчитав, что больше не может мучить Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Уз (Ouse), неподалёку от их дома в Сассексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии, 18 апреля 1941 года, муж писательницы похоронил её кремированные останки под вязом в саду дома в Сассексе. В предсмертной записке мужу Вирджиния написала:

Предсмертное письмо Вирджинии Вулф мужуПредсмертное письмо Вирджинии Вулф мужу
Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно. Ты был для меня всем, о чём я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать. Я просто хочу, чтобы ты знал — за всё счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Всё ушло. Всё оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь. Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы.

Психические болезни

Психиатры предполагали, что Вулф страдала психическим заболеванием, описываемым как маниакально-депрессивный психоз. В 1992 году в книге Томаса Камаджо «The Flight of the Mind: Virginia Woolf’s Art and Manic-Depressive Illness» описываются различные взгляды на её психическое заболевание, чтобы можно было понять, как она смогла создать столько уникальных произведений. В книге Стивена Тромблейна описывается конфликт Вулф с её врачами, также в ней говорится, что, возможно, Вулф могла стать жертвой «мужской медицины», имея в виду тогдашнее отсутствие понимания по поводу её психического заболевания.

В книге Ирен Коутс «Who’s Afraid of Leonard Woolf: A Case for the Sanity of Virginia Woolf» предполагается, что Леонард Вулф не поддерживал её во время лечения и в конечном счёте был ответственен за её смерть. Хотя эта теория широко изучалась с феминистской точки зрения, но она не принималась семьёй Леонарда и некоторыми критиками. В книге Виктории Глендиннинг  «Leonard Woolf: A Biography», она пишет, что Леонард Вульф не только поддерживал жену, но и создал для неё такую атмосферу, в которой она могла писать. Собственные дневники Вирджинии поддерживают это мнение.

Отношение к иудаизму, христианству и фашизму

Несмотря на то, что Вулф была замужем за евреем, она часто писала о еврейских персонажах в стереотипных архетипах и обобщениях, в том числе описывая некоторых своих персонажей-евреев как физически отталкивающих и грязных. Например, во время путешествия в круизе в Португалии она протестовала из-за присутствия множества португальских евреев на борту и сторонилась их.

Кроме того, она писала в своем дневнике: «Мне не нравится еврейский голос, мне не нравится еврейский смех». В 1930 году в письме композитору Этель Смит, которую цитирует Найджел Николсон в биографии Вирджинии Вулф, она вспоминает свою неприязнь к еврейству Леонарда, подтверждающему её снобистские наклонности: «Как я ненавидела брак с евреем — что за снобом я была, ибо они имеют огромную стойкость».

В другом письме к Смит Вулф резко осуждает христианство, видя в нём самоуверенный эгоизм и заявив, что её муж еврей имеет больше религии в один ноготь и больше человеческой любви в один волос. Вулф утверждала в своих частных письмах, что она считала себя атеистом.

Вулф и её муж Леонард презирали и боялись в 1930-х гг. фашизма и антисемитизма.

Творчество

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке, переведены на 50 языков, включая переводы таких писателей, как Хорхе Луис Борхес и Маргерит Юрсенар. Её считают одной из лучших романисток XX века и передовой модернистской писательницей. Вулф считают главным новатором английского языка. В своих работах она экспериментировала с потоком сознания и выделяла не только психологический, но и эмоциональный компонент в поведении главных героев.

Вирджиния Вулф в 1927 годуВирджиния Вулф в 1927 году

Её популярность уменьшилась после Второй мировой войны, но интерес к её произведениям вернулся после феминистических движений в 1970-х гг. Её романы носят большую долю экспериментальности: повествование часто не имеет четкого сюжета и места событий. Глубокая лиричность и стилистическая виртуозность соединяются, наполняя романы слуховыми и зрительными образами.

Вулф начала писать профессионально в 1900 году, сперва в литературном дополнении для Times. Её первый роман «По морю прочь» был опубликован в 1915 году при активном содействии её брата. На протяжении времени она несколько раз редактировала роман.

Глубокая поэтичность образов заполняет обычность жизни в её романах. Так, например, в романе «Миссис Дэллоуэй» (1925) показана попытка Клариссы Даллоуэй, представительницы среднего класса, организовать вечер, при том, что через её жизнь проходит параллель с жизнью Септимуса Уоррена Смита, ветерана Первой мировой войны из рабочего класса.

Роман «На маяк» (1927) имеет сюжет, действие которого происходит на протяжении двух дней. Сюжет повествует о семье, которая собирается посетить маяк и о семейных разногласиях, которые происходят в это время. Одна из основных тем романа - это борьба в творческом процессе. Героиня пытается рисовать в то время, как разыгрывается семейная драма. В романе также есть рассуждения о жизни народа в период войны и права женщины в браке.

Роман «Орландо» (1928) — это пародийная биография молодого аристократа, который живёт три столетия, не старея, но при этом внезапно превращается в женщину. Эта книга частичная биография любовницы Вулф, Виты Сэквилл-Уэст. В этом романе стиль исторических биографий доводится до абсурда.

Роман «Волны» (1931) представляет группу из шести друзей, образы которых создают атмосферу волны, которая больше похожа на поэзию в прозе, чем на роман c сюжетом.

«Флаш» (1933) — это частично литературное произведение, а частично биография кокер-спаниеля, хозяйка которого викторианская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг. Книга написана от имени собаки.

Её последняя работа «Между актами» (1941) сосредотачивается на главной теме писательницы: трансформация жизни через искусство, быстротечность времени и жизни. Это наиболее лирическая книга среди работ писательницы, не только с точки зрения чувств, но и стиля.

Наследие

Бюст Вирджинии Вулф в ЛондонеБюст Вирджинии Вулф в Лондоне

Роман «Часы » Майкла Каннингема, удостоенный в 1998 году Пулитцеровской премии, описывает три поколения женщин, на которых оказал влияние роман Вулф «Миссис Дэллоуэй». В 2002 году, в экранизации романа, роль Вулф исполнила Николь Кидман, за которую она получила в 2003 году премию «Оскар», за «Лучшую женскую роль». В фильме также снялись Джулианна Мур и Мерил Стрип.

Сьюзан Селерс в романе «Vanessa and Virginia» (2008), исследует приближённые отношения между Вулф и её сестрой, Ванессой Белл. По нему в 2010 году была поставлена пьеса с Элизабет Райт в главной роли. Персонаж анимационного сериала Rocko's Modern Life Вирджиния Вулф назван в честь писательницы. Выставка, посвящённая Вирджинии Вулф, прошла в Национальной портретной галерее с июля по октябрь 2014 года.

Пьеса Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1962) и одноимённый фильм (1966)

Писательнице посвящена пьеса Эдны О’Брайен Вирджиния (1981), с успехом шедшая на сценах мира; в Лондоне заглавную роль исполняла Мэгги Смит.

Песни «What the Water Gave Me», «Never Let Me Go», «Landscape» английской группы Florence + The Machine связаны с самоубийством и творчеством писательницы Вирджинии Вулф.

Также Вирджиния Вулф оказала влияние на Маргарет Этвуд, Майкла Каннингема, Габриэля Гарсиа Маркеса и Тони Моррисон.

Экранизации

  • 1977 — «Simple Gifts»
  • 1982 — «Волны»
  • 1983 — «На маяк»
  • 1990 — «Собственная комната»
  • 1992 — «Орландо»
  • 1997 — «Миссис Даллоуэй»
  • 2002 — «Часы»
  • 2018 — «Вита и Вирджиния»

Библиография

Произведения Вирджинии Вулф

Романы

  • По морю прочь / The Voyage Out (1915, рус. перевод 2005)
  • День и ночь / Night and Day (1919, рус. перевод 2013)
  • Комната Джейкоба / Jacob’s Room (1922, рус. перевод 1991)
  • Миссис Дэллоуэй / Mrs. Dalloway (1925, рус. перевод 1984)
  • На маяк / To the Lighthouse (1927, рус. перевод 1976)
  • Орландо. Биография / Orlando: A Biography (1928, рус. перевод 1994). Экранизирован в 1992 году.
  • Волны / The Waves (1931, рус. перевод 2001)
  • Флаш / Flush: A Biography (1933, рус. перевод 1986)
  • Годы / The Years (1937, рус. перевод 2005)
  • Между актов / Between the Acts (1941, рус. перевод 2004)
  • Долгая прогулка: лондонское приключение / Street Haunting: A London Adventure (1930, рус. перевод 2015)

Сборники рассказов

  • Kew Gardens (short story) (1919)
  • Monday or Tuesday (1921)
  • A Haunted House and Other Short Stories (1944)
  • Mrs Dalloway’s Party (1973)
  • The Complete Shorter Fiction (1985)
  • Carlyle’s House and Other Sketches (2003)

Биографии

  • Orlando: A Biography (1928, usually characterised as a novel inspired by the life of Vita Sackville-West)
  • Flush: A Biography (1933, more explicitly cross-genre: fiction as "stream of consciousness" tale by Flush, a dog; non-fiction in the sense of telling the story of the owner of the dog, Elizabeth Barrett Browning), reprinted in 2005 by Persephone Books)
  • Roger Fry: A Biography (1940, usually characterised as non-fiction, however: "[Woolf’s] novelistic worked against her talent as a biographer, for her impressionistic observations jostled uncomfortably with the simultaneous need to marshal a multitude of facts.")

Нон-фикшн

  • Modern Fiction (1919)
  • The Common Reader (1925)
  • A Room of One's Own (1929)
  • On Being Ill (1930)
  • The London Scene (1931)
  • The Common Reader: Second Series (1932)
  • Three Guineas (1938)
  • The Death of the Moth and Other Essays (1942)
  • The Moment and Other Essays (1947)
  • The Captain’s Death Bed And Other Essays (1950)
  • Granite and Rainbow (1958)
  • Books and Portraits (1978)
  • Women And Writing (1979)
  • Collected Essays (six volumes)
  • Freshwater: A Comedy (performed in 1923, revised in 1935, and published in 1976)

Перевод

  • Stavrogin’s Confession & the Plan of 'The Life of a Great Sinner, from the notes of Fyodor Dostoevsky, translated in partnership with S. S. Koteliansky (1922)

Автобиографические сочинения и дневники

  • A Writer’s Diary (1953)—Extracts from the complete diary
  • Moments of Being (1976)
  • A Moment’s Liberty: the shorter diary (1990)
  • The Diary of Virginia Woolf (five volumes)—Diary of Virginia Woolf from 1915 to 1941
  • Passionate Apprentice: The Early Journals, 1897—1909 (1990)
  • Travels With Virginia Woolf (1993)—Greek travel diary of Virginia Woolf, edited by Jan Morris
  • The Platform of Time: Memoirs of Family and Friends, Expanded Edition, edited by S. P. Rosenbaum (London, Hesperus, 2008)

Письма

  • Congenial Spirits: The Selected Letters (1993)
  • The Letters of Virginia Woolf 1888—1941 (six volumes, 1975—1980)
  • Paper Darts: The Illustrated Letters of Virginia Woolf (1991)

Предисловия, взносы

  • Selections Autobiographical and Imaginative from the Works of George Gissing ed. Alfred C. Gissing, with an introduction by Virginia Woolf (London & New York, 1929)

Фотоальбомы

  • Monk’s House photograph album 1 (1863—1938) — 2 (1909—1922) — 3 (1890—1933) — 4 (1890—1947) — 5 (1892—1938) — 6 (1850—1900)

Вторичные источники

Биографии

  • Bell, Quentin. Virginia Woolf: A Biography. Rev. ed. New York: Harcourt Brace Jovanovich, 1996.
  • Bennett, Maxwell. Virginia Woolf and Neuropsychiatry. Dordrecht, London: Springer, 2013.
  • Briggs, Julia. Virginia Woolf: An Inner Life. Orlando, FL: Harcourt, 2006. ( 0-15-603229-5).
  • Caramago, Thomas D. The Flight of the Mind: Virginia Woolf’s Art and Manic-Depressive Illness. Berkeley: University of California Press, 1992.
  • Curtis, Anthony. "Virginia Woolf: Bloomsbury & Beyond", Haus Books, 2006.
  • Dalsimer, Katherine. Virginia Woolf: Becoming a Writer. New Haven: Yale University Press, 2002. ( 0-300-09208-3).
  • Dally, Peter. The Marriage of Heaven and Hell: Manic Depression and the Life of Virginia Woolf. New York: St. Martin’s Griffin, 2001.
  • Dunn, Jane. A Very Close Conspiracy: Vanessa Bell and Virginia Woolf. Boston: Little, Brown, 1990.
  • Virginia Woolf: a critical memoir. — London: Bloomsbury. 
  • Gordon, Lyndall. Virginia Woolf: A Writer’s Life. New York: Norton, 1984.
  • Gruber, Ruth. Virginia Woolf: The Will to Create as a Woman. New York: Carroll & Graf, 2005.
  • Forrester, Viviane. Virginia Woolf: A Portrait. United States: Columbia University Press, 2015. ( 0231153562)
  • King, James. Virginia Woolf. New York: Norton, 1994.
  • Leaska, Mitchell. Granite and Rainbow: The Hidden Life of Virginia Woolf. New York: Farrar, Straus and Giroux, 1998.
  • , Hermione. Virginia Woolf. New York: Knopf, 1997.
  • Nicolson, Nigel. Virginia Woolf. New York: Penguin, 2000.
  • Poole, Roger. The Unknown Virginia Woolf. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1978.
  • Reid, Panthea. Art and Affection: A Life of Virginia Woolf. New York: Oxford University Press, 1996.
  • Rosenman, Ellen Bayuk. The Invisible Presence: Virginia Woolf and the Mother-Daughter Relationship. Baton Rouge: Louisiana State University Press, 1986.
  • Szasz, Thomas. "My Madness Saved Me": The Madness and Marriage of Virginia Woolf. New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 2006.

Литературные темы

  • Blair, Emily. Virginia Woolf and the Nineteenth-century Domestic Novel. Albany: State University of New York Press, 2007. ( 0-7914-7119-5).
  • Dalgarno, Emily. Virginia Woolf and the Visible World. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2007. ( 0-521-03360-8).
  • DeSalvo, Louise. Virginia Woolf: The Impact of Childhood Sexual Abuse on Her Life and Work. Boston: Little, Brown, 1989.
  • Goldman, Jane. The Feminist Aesthetics of Virginia Woolf. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 2001. ( 0-521-79458-7).
  • Hussey, Mark. Virginia Woolf and War. Syracuse: Syracuse University Press, 1991. ( 0-8156-2537-5).
  • Miller, C. Ruth. Virginia Woolf: The Frames of Art and Life. New York: St. Martin’s Press, 1988. ( 0-333-44880-4).
  • Paul, Janis M. The Victorian Heritage of Virginia Woolf: The External World in Her Novels. New York : St. Martin’s Press, 1988. ( 0-937664-73-1).
  • Transue, Pamela J. Virginia Woolf and the Politics of Style. Albany: State University of New York Press, 1986. ( 0-88706-286-5).

Другие

  • Bishop, Edward. A Virginia Woolf Chronology. Boston: G. K. Hall, 1989.
  • Hall, Sarah M.. The Bedside, Bathtub and Armchair Companion to Virginia Woolf and Bloomsbury. London, New York: Continuum, 2007.
  • Jaillant, Lise. ‘Classics behind Plate Glass’: the Hogarth Press and the Uniform Edition of the Works of Virginia Woolf, in Cheap Modernism: Expanding Markets, Publishers' Series and the Avant-Garde (Edinburgh UP, 2017).
  • Sellers, Susan. Vanessa & Virginia. Boston: Houghton Mifflin Harcourt, 2009.