Краткая биография

Вишакхадатта - индийский драматург и поэт, писавший на санскрите. О его биографии не дошло никаких сведений, вплоть до того, что неизвестны года его рождения и смерти. Более того - даже относительно века, когда он жил и творил, мнения исследователей разнятся: если по одним источникам это V-VI вв., то по другим - VII в. О личности Вишакхадатты мы можем получить хоть какое-то представление только по пьесе «Перстень Ракшасы» - единственному произведению автора, которое дошло до наших дней, одному из наиболее известных образцов санскритской драматургии. Судя по нему, он был настоящим патриотом своей родины, выступавшим с идеей объединения родной Индии перед лицом внешнего врага.

Действие пьесы основывается на политической интриге и происходит в период нахождения у власти царя Чандрагупты. Этот правитель, который жил после Александра Македонского, остался в веках благодаря основанию им в городе Паталипутра влиятельной монархии. Исторические события, положенные в основу произведения, разворачиваются очень динамично, но вполне вероятно, что сюжет не воссоздает в точности реалий далекого прошлого. Согласно фабуле пьесы, Ракшаса, бывший министр царя, которого свергнул с престола Чандрагупта, не горит желанием принять нового монарха и вынашивает план его убийства. Брахман Чанакья - другой министр, соратник Чандрагупты - в свою очередь, озабочен тем, чтобы с помощью хитрости и искусно сплетенных интриг добиться лояльности Ракшаса. Он добивается того, что князь Малаякету, союзник отставного министра, утратил безоговорочное к тому доверие. Драматическая развязка пьесы имеет явное сходство с древнегреческим преданием о Питиасе и Дамоне. Новые власти приговорили к казни ювелира, друга Ракшасу, который за того поручился. Ракшаса готов расплатиться за него собственной жизнью и приходит для этого к Чандрагупте. В итоге его не только не убивают, но и дают ему должность министра.

Моральные принципы, поступки трактуются в пьесе с политической точки зрения; созданные Вишакхадаттой образы демонстрируют богатое воображение и творческую смелость автора. Это драматическое произведение лишено поэтических описаний и любовных перипетий, что было свойственно многим санскритским пьесам, и это сделало его еще более напряженным.