Краткая биография

Владимир Константинович Коккинаки (греч. Βλαδίμηρος Κοκκινάκης, 25 июня 1904, Новороссийск — 7 января 1985, Москва) — лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1938, 1957), заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959), генерал-майор авиации (1943).

Из семьи понтийских греков.

В 1921 году окончил три класса начальной школы. Работал в колхозе на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту.

С декабря 1925 года — в РККА, до июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году — Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС МВО. В апреле-декабре 1931 года — лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС.

20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30.

27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе лётчика В. К. Коккинаки и штурмана А. М. Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой).

Стартовав 27 июня в 8 час. 36 мин. с подмосковного аэродрома в Щёлково, 28 июня в 16 час. 12 мин. по местному времени самолёт приземлился в г. Спасск-Дальний. Полёт продолжался больше суток (24 часа 36 минут). Коккинаки и Бряндинский установили рекорд скорости на двухместном самолёте, одновременно проложив новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана.За выполнение этого перелёта лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу и штурману Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза.

28—29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М. Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка (по маршруту Москва — Новгород — Хельсинки — Тронхейм — Исландия — мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) — остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров. 14 января 1965 года Коккинаки В. К. по решению Международной авиатранспортной ассоциации награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой.

2 января 1963 года экипаж под командованием В. К. Коккинаки совершил первый испытательный полёт на лайнере Ил-62.

Владимиру Константиновичу принадлежат также 22 мировых рекорда.

Руководитель испытаний новых типов самолётов (1941—1945). Вице-президент (1961), президент (1967—1968), с декабря 1968 года — почётный президент Международной авиационной федерации.

Семья

  • Отец — Коккинаки, Константин Павлович (1861—1941);
  • Мать — Коккинаки, Наталья Петровна (1879—1959);
  • Братья:
    • Коккинаки, Георгий Константинович (1900—1973),
    • Коккинаки, Павел Константинович (1906—1991) — бортинженер,
    • Коккинаки, Константин Константинович (1910—1990) — лётчик-испытатель,
    • Коккинаки, Александр Константинович (1914—1941) — лётчик,
    • Коккинаки, Валентин Константинович (1916—1955) — лётчик-испытатель;
  • Сестра — Коккинаки, Татьяна Константиновна (1902—1993);
  • Жена — Коккинаки, Валентина Андреевна (1911—2000);
  • Дочь — Коккинаки, Ирина Владимировна (1943—2004) — советский и российский архитектурный критик.

Мировые авиационные рекорды

  • 17.07.1936 — рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 500 кг — 11 294 метра
  • 26.07.1936 — рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 1000 кг — 11 402 метра
  • 03.08.1936 — рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 500 кг — 12 816 метров
  • 07.09.1936 — рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 2000 кг — 11 005 метров
  • 26.08.1937 — рекорд скорости полёта на самолёте ЦКБ-26 на 5000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом: 500, 1000 кг — 325,26 км/ч (командир экипажа)
  • 14.11.1958 — рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 15 000 кг — 12 471 метр (командир экипажа)
  • 15.11.1958 — рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 10 000 кг — 13 154 метра (командир экипажа)
  • 19.08.1959 — рекорд скорости полёта на самолёте Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 кг — 719,50 км/ч (командир экипажа)
  • 25.11.1959 — рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 20 000 кг — 12 118 метров (командир экипажа)
  • 02.02.1960 — рекорд скорости полёта на самолёте Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000 кг — 693,55 км/ч (командир экипажа).

Неофициальный мировой рекорд

21 ноября 1935 года на самолёте И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд).

Мировой рекорд был выполнен в крайне неблагоприятных условиях. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе и в не герметичной кабине.

Официально мировой рекорд не был зарегистрирован, поскольку СССР в тот момент не состоял членом Международной авиационной федерации (ФАИ).

Награды, звания и премии

  • Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 77 (1938);
  • медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 179 (1957);
  • 6 орденов Ленина (1936, 1938, 1939, 1945, 1951, 1984);
  • орден Октябрьской Революции (1974);
  • 3 ордена Красного Знамени (1944, 1945, 1957);
  • орден Отечественной войны 1-й степени (1947);
  • орден Отечественной войны 2-й степени (1944);
  • 4 ордена Красной Звезды (1939, 1941, 1944, 1969);
  • медали;
  • иностранные награды;
  • Золотая авиационная медаль ФАИ (1965);
  • Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959);
  • Заслуженный мастер спорта СССР (1959);
  • Ленинская премия (1960).

Память

Ил-96-300 RA-96011 Аэрофлота, носящий имя В. КоккинакиИл-96-300 RA-96011 Аэрофлота, носящий имя В. Коккинаки
Памятная доска у бюста В. Коккинаки в г. НовороссийскПамятная доска у бюста В. Коккинаки в г. Новороссийск

Именем лётчика названы:

  • улица Коккинаки в городе Кривой Рог
  • Улица Коккинаки в Ростове-на-Дону
  • Улица Коккинаки в Москве.
  • Улица Коккинаки в Новокузнецке.
  • Улица Коккинаки в Алматы.
  • Улица Коккинаки в Первомайске, Николаевская область, Украина.
  • Улица Коккинаки в Бровары, Киевская область, Украина.
  • Улица Коккинаки в Славянске, Донецкая область, Украина.
  • Улица Коккинаки в Макеевке, Донецкая область, Украина.
  • Улица Коккинаки в Донском,Тульская область, Россия.
  • Улица Коккинаки во Владимире-Волынском,Волынская область, Украина.
  • Имя «В. Коккинаки» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96011) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
  • Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолётов Ил-76ТД-90ВД (RA-76950) авиакомпании «Волга-Днепр».
  • Имя «Владимир Коккинаки» носит один из самолётов Як-42 (RA-42446) авиакомпании МЧС РФ.
  • Владимиру Коккинаки установлен бюст в сквере на улице Советов в г. Новороссийске.
  • Имя Коккинаки В. К. носит средняя общеобразовательная школа № 18 в г. Новороссийске.

Интересные факты

  • Коккинаки В. К. возглавлял пилотажную группу, осуществлявшую первый полёт самолётов И-16 над Красной площадью 1 мая 1935 года.

Пилотажная группа состояла из пяти самолетов, выкрашенных в красный цвет (Красная пятерка). На Красную площадь самолёты вылетали ниже высоты зданий вдоль Воскресенских ворот на месте, где сейчас расположена Иверская часовня.
За день до первого полёта на брусчатке известкой была нарисована белая линия, служащая ориентиром для лётчиков.

  • Коккинаки всю свою жизнь курил крепкие папиросы и был заядлым курильщиком. На территории ОКБ было запрещено курить, однако по личному распоряжению С. В. Ильюшина Коккинаки разрешалось курить повсюду.
  • За беспосадочный перелёт Москва — Северная Америка Коккинаки был награждён двумя наградами: Орденом Ленина и медалью «За отвагу», поскольку звания дважды Герой Советского Союза в 1938 году ещё не присваивалось. Коккинаки — единственный лётчик в Советском Союзе, получивший бриллиантовое ожерелье «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец воздушного пути между Европой и Америкой, по которому и в настоящее время осуществляются полёты.
  • В. К. Коккинаки первым в Советском Союзе получил три Ордена Ленина.
  • Владимир Константинович единственный в Советском Союзе, получивший дважды звание Герой Советского Союза как лётчик-испытатель.
  • В 1941 году Владимиру Коккинаки командованием было поручено повысить бомбовую загрузку бомбардировщиков, отправляемых на бомбардировку г., Берлина. Прибыв на о. Сааремаа, Коккинаки дал указание загрузить два бомбардировщика бомбовой нагрузкой 1000 килограмм, в результате при попытке взлета по грунтовому аэродрому, один самолет был сильно поврежден, а второй разбился.
  • Во время великой отечественной войны у Владимира Коккинаки механиком служил Владимир Сергеевич Ильюшин, сын авиаконструктора Сергея Ильюшина. На самолёте ПО-2 Владимира Коккинаки им был совершён первый самостоятельный полёт.
  • В филателии

Почтовый конверт и марка

Почтовый конверт СССР:
50-летие полёта Москва − Северная Америка, 1989 год.
Почтовая марка России, 2004 год.

Сочинения

  • Курс на Восток. — М.: Воениздат НКО СССР, 1939.
  • Как мы летели. — Ростов-на-Дону, 1939.