Краткая биография

Происхождение

Исследователи сходятся на том, что род Высоцких происходит из местечка Селец Пружанского уезда Гродненской губернии, ныне— Брестской области, Белоруссия. Фамилия, вероятно, связана с названием города Высокое Каменецкого района Брестской области.

Отец— Семён Владимирович (Вольфович) Высоцкий (1915—1997)— уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, кавалер более чем 20 орденов и медалей, почётный гражданин городов Кладно и Праги, полковник. Дядя— Алексей Владимирович Высоцкий (1919—1977)— писатель, участник Великой Отечественной войны, артиллерист, кавалер трёх орденов Красного Знамени, полковник. Дед поэта по отцу, тоже Владимир Семёнович Высоцкий (при рождении Вольф Шлиомович) родился в 1889 году в Бресте (в то время Брест-Литовск) в семье преподавателя русского языка. В дальнейшем переехал в Киев. Имел три высших образования: юридическое, экономическое и химическое. Умер в 1962 году. Бабушка Дарья Алексеевна (при рождении Дебора Евсеевна Бронштейн; 1891—1970)— медсестра, косметолог. Она очень любила своего первого внука Володю и в последние годы жизни была страстной поклонницей его песен.

Мать— Нина Максимовна (урождённая Серёгина; 1912—2003). Окончила Московский институт иностранных языков, работала переводчиком-референтом немецкого языка в иностранном отделе ВЦСПС, затем гидом в «Интуристе». В первые годы войны служила в бюро транскрипции при Главном управлении геодезии и картографии МВД СССР. Закончила трудовую деятельность начальником бюро технической документации в НИИхиммаше. Дед Высоцкого по матери, Максим Иванович Серёгин, приехал в Москву в возрасте 14 лет из села Огарёвa Тульской губернии. Работал швейцаром в разных московских гостиницах. У них с женой Евдокией Андреевной Синотовой было пятеро детей, в том числе и Нина Максимовна. Она родилась в 1912 году. После ранней смерти родителей стала жить самостоятельно, занимаясь воспитанием младшего брата. Работала переводчиком с немецкого языка.

Детство

Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задняя часть дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955г. Видны табличка и барельеф.Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задняя часть дома, в котором Владимир Высоцкий жил в 1949—1955г. Видны табличка и барельеф.

Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме №8 Дзержинского района Москвы на 3-й Мещанской улице (теперь ул. Щепкина, дом 61/2; здание принадлежит МОНИКИ имени М.Ф.Владимирского, на здании прикреплена доска с датой рождения поэта). Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице, 126 (дом снесён в 1955г., на его месте в 1956г. построен новый, адрес которого с 1957 года проспект Мира, 76): «…На 38 комнаток— всего одна уборная…»— написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве («Баллада о детстве»). Во время Великой Отечественной войны в 1941— 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 25км от райцентра— города Бузулук Чкаловской (ныне— Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы. Здание бывшей школы находится по адресу проспект Мира, 68 с3.

После развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене— армянке Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урождённая Мартиросова) (1918—1988), которую сам Высоцкий называл «мама Женя» и позже даже крестился в армянской апостольской церкви, чтобы подчеркнуть особое к ней отношение. В 1947—1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано (а также ездить на велосипеде).

В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошёл в 5-й класс мужской средней школы №186 (в настоящее время там, по Большому Каретному переулку, дом 10а, располагается главный корпус Российской правовой академии Минюста). В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Робертом Рубеновичем Гаспаряном,— первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне «Большой Каретный».

Дом, в котором жил Высоцкий с 1975 года, по адресу Малая Грузинская, 28.Дом, в котором жил Высоцкий с 1975 года, по адресу Малая Грузинская, 28.

В апреле 1952 года был принят в комсомол.

Начало актёрской карьеры

С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году окончил среднюю школу №186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.

С 1955 по 1963гг. Высоцкий жил у матери, сначала на 1-й Мещанской 126, а затем в построенном в 1956г. на этом месте новом доме, на проспекте Мира 76, в квартире 62 на четвёртом этаже. Владимир также проводил много времени на Большом Каретном в компании друзей. Он посвящал им эпиграммы. По воспоминаниям об этом времени, в 1964г. им была написана песня со словами «Ведь в Каретном ряду первый дом от угла— / Для друзей, для друзей» («Второй Большой Каретный»).

Одна из легенд о Владимире Высоцком повествует, что решение об уходе из МИСИ было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером— за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут, якобы, Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии— с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это— не моё…». Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию было подписано 23 декабря 1955 года.

С 1956 по 1960 год Высоцкий— студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ. Он занимался у Б.И.Вершилова, затем у П.В.Массальского и А.М.Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «19 из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).

Во время учёбы на первом курсе В.Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой и женился весной 1960 года.

В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А.С.Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С.Т.Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном— эпизодических.

В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).

В конце 1963 года Высоцкий с матерью получили квартиру на улице Шверника, дом 11, корпус 4, квартира 41, где у Владимира и Людмилы родился второй сын Никита (дом был снесён при перестройке микрорайонов из пятиэтажек в 1998 году). Когда в 1968 году супруги расстались, Владимира Высоцкого уже знала вся страна по песням из кинофильма «Вертикаль», в котором он снимался.

Начало поэтической деятельности

Своё первое стихотворение «Моя клятва» Высоцкий написал 8 марта 1953 года, будучи учеником 8 класса. Оно было посвящено памяти Сталина. В нём поэт высказывал чувство скорби по недавно умершему вождю.

В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого.Песня «Татуировка», написанная летом 1961 года в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Впервые песня была исполнена 27 июля того же года, на проводах друга юности Высоцкого, Левона Кочаряна, в Севастополь. Эта песня положила начало циклу «блатной» тематики в творчестве поэта.

Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение самого автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан подзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964—1969 гг.

Зрелые годы

Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке. Поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом его жизни. В Театре на Таганке В.С.Высоцкий проработал до конца жизни, хотя его отношения с руководителем театра Ю.П.Любимовым на протяжении всего этого периода складывались весьма непросто.

В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).

В июне 1968 года Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой и бездоказательной критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка (гибкая) «Песни из кинофильма „Вертикаль“».

Летом 1969 года у Высоцкого был тяжёлый приступ, и тогда он выжил только благодаря Марине Влади, которая в это время была в Москве. Проходя мимо ванной, она услышала стоны и увидела, что Высоцкий кровоточит горлом. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади вспоминает:

Ты больше не говоришь, полуоткрытые глаза просят о помощи. Я умоляю вызвать „скорую“, у тебя почти исчез пульс, меня охватывает паника. Реакция двух прибывших врачей и медсестры проста и жестока: слишком поздно, слишком много риска, ты не транспортабелен. Они не желают иметь покойника в машине, это плохо для плана. По растерянным лицам моих друзей я понимаю, что решение врачей бесповоротно. Тогда я загораживаю им выход, кричу, что, если они сейчас же не повезут тебя в больницу, я устрою международный скандал… Они, наконец, понимают, что умирающий — это Высоцкий, а взлохмаченная и кричащая женщина — французская актриса. После короткого консилиума, ругаясь, они уносят тебя на одеяле…
Марина Влади

Врачи привезли Высоцкого в Институт скорой помощи имени Н.В.Склифосовского вовремя, ещё несколько минут задержки— и он бы не выжил. Врачи боролись за его жизнь 18 часов. Выяснилось, что причиной кровотечения явился лопнувший в горле сосуд, но в театральных кругах некоторое время ходили слухи о его другой тяжёлой болезни.

С весны 1971 по 1975 год Высоцкий жил в трёхкомнатной съёмной квартире в московском районе Матвеевское по адресу ул. Матвеевская, 6, кв. 27. С этой квартирой связаны запись «Алисы в стране чудес» и создание певцом собственной коллекции записей под техническим руководством Константина Мустафиди. В окрестностях Матвеевского Высоцкий гонял на своей первой иномарке BMW.

29 ноября 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» по одноимённой трагедии Шекспира (режиссёр— Ю.П.Любимов), главную роль в котором исполнил Высоцкий.

15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 56-минутная чёрно-белая передача «Noormees Tagankalt» («Парень с Таганки»)— первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.

В 1975 году Высоцкий поселился в трёхкомнатной кооперативной квартире площадью 115 м², на 8-м этаже только что построенного 14-этажного кирпичного дома на Малой Грузинской улице, 28, квартира 30.

В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике («День поэзии 1975». М., 1975)— «Из дорожного дневника».

В сентябре 1975 года Высоцкий записал на фирме «Балкантон» в Болгарии большую пластинку «В. Высоцкий. Автопортрет». Запись была произведена ночью, в I студии «Радио София». На 2-й и 3-й гитарах ему аккомпанировали актёры Театра на Таганке Дмитрий Межевич и Виталий Шаповалов. Исполнение каждой песни сопровождалось небольшим авторским вступлением. Запись была частично издана на пластинке этой фирмы лишь в 1981 году, после смерти поэта.

В 1977 году журнал «Театр» опубликовал статью Михаила Борка «Владимир Высоцкий» о театральных работах актёра.

21 марта 1977 года Владимир Высоцкий принял участие в программе Restez donc avec nous le lundi на французском телеканале TF1. В сделанной цветной записи этого выступления (продолжительностью около 14 мин), он немного говорит по-французски, исполняет две песни («Баллада о Любви» и «Охота на волков»); и в конце под аплодисменты присутствующих в студии играет на гитаре.

13 февраля 1978 года приказом №103 министра культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста №17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, что явилось официальным признанием Высоцкого «певцом-профессионалом».

4 октября 1978 года, во время гастролей в г.Грозный, Высоцкий записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР (для передачи «Театральная гостиная»). В этой чёрно-белой записи (длительностью около 27 мин) он рассказывает о себе и своём творчестве; и исполняет 4 песни: «Мы вращаем Землю», «Песенка о переселении душ», «Я не люблю», «Братские могилы». Видеозапись при жизни поэта показана не была.

17 января 1979 года Владимир Высоцкий дал большой концерт в Бруклинском колледже в Нью-Йорке. Сокращённый вариант записи выступления с нарушенным порядком исполнения песен и без разрешения автора был издан в этом же году в США на 2 долгоиграющих пластинках (под названием «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого»).

12 апреля 1979 года состоялось выступление поэта в городе Торонто (Канада). Сокращённая запись этого концерта была издана в США после смерти Высоцкого, в 1981 году, на пластинке «Владимир Высоцкий. Концерт в Торонто» (англ.Vladimir Vysotsky. Concert in Toronto).

В 1979 году Высоцкий участвовал в издании неподцензурного альманаха «Метрополь».

В 1970-е годы он познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но осуществить этот проект не успели.

Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (фестиваль БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе с концертами 1979 года), Канаде, Мексике, на Таити и так далее.

В СССР по Центральному телевидению при жизни Высоцкого не было показано ни одного его концертного выступления или интервью.

17 мая 1979 года в учебной телестудии факультета журналистики МГУ, Владимир Высоцкий записал цветное видеопослание (длительностью примерно 30,5 мин) для американского актёра и режиссёра Уоррена Битти. Высоцкий рассчитывал познакомиться с ним и искал возможность сняться в фильме «Красные», который Битти собирался поставить в качестве режиссёра. Во время записи Высоцкий делает несколько попыток говорить по-английски, стараясь преодолеть языковой барьер.

Для Высоцкого это было редкой возможностью выступить перед видеокамерой. В то время он ещё не имел возможности сделать это на Центральном телевидении.

Видеопослание тогда так и не достигло адресата. Фрагменты этой видеозаписи были впервые показаны в документальном фильме Ольги Дарфи «Смерть поэта» в 2005 году. Также эта видеозапись была показана вместе с материалами телекомпаний Италии, Мексики, Польши, США и из частных архивов, в документальном фильме 2013 года «Владимир Высоцкий. Письмо Уоррену Битти».

14 сентября 1979 года он записал большое интервью на Пятигорской студии телевидения, у Валерия Перевозчикова. Но видеозапись была смыта, сохранился лишь небольшой (7-минутный) фрагмент конца (фонограмма передачи осталась).

Всего Высоцкий дал примерно полторы тысячи концертов в СССР и за рубежом.

Последний год и смерть

Владимир Высоцкий выкуривал не меньше одной пачки сигарет в день и страдал алкогольной зависимостью на протяжении многих лет. Из тяжёлых состояний, когда отказывали почки и возникали проблемы с сердцем, врачи выводили актёра с помощью веществ наркотического ряда. И если не сами врачи таким образом «подсадили» Высоцкого на наркотики, то, во всяком случае, нечаянно подсказали ему способ такого «лечения» от алкоголизма: в конце 1975 года на смену алкоголю пришли морфий и амфетамин. При этом дозы постоянно увеличивались; от разовых уколов в 1975 году Высоцкий перешёл к регулярному употреблению наркотикосодержащих препаратов уже в конце 1977 года.

По словам Марины Влади, попытки лечения не давали результатов; и, как утверждает В. Перевозчиков, в начале 1980 года Владимир Высоцкий был уже обречён: ему предсказывали скорую смерть либо от передозировки наркотиков, либо от «ломки» (абстиненции). Ровно за год до смерти, 25 июля 1979 года, Владимир Высоцкий уже пережил клиническую смерть во время гастролей в Бухаре. В июле 1980 года, в связи с проведением в Москве Олимпийских игр, у актёра (по словам всё того же Перевозчикова) вновь возникли проблемы с приобретением наркотиков.

Другие источники опровергают употребление Высоцким алкоголя в последние годы его жизни. Режиссёр Игорь Масленников вспоминал в интервью:

А Ливанов в то время был «зашит». Нам пришлось это сделать. Перед началом съёмок мы через Высоцкого попросили Марину Влади, чтобы она прислала из Парижа препарат, который у нас не выпускали. И Володя вдвоем с Олегом Далем ловили Ливанова по всей Москве, чтобы «зашить».— Почему именно они?— Потому что они были его друзьями и «коллегами» по этой части, а значит, авторитеты.

Это происходило во время съёмок Масленниковым в 1980 году «Собаки Баскервилей», когда, согласно фильму «Высоцкий. Спасибо, что живой», Высоцкий был умирающим алкоголиком и наркоманом. Ранее, в 1973 году, Высоцкий точно так же помог О. Далю: Марина Влади привезла из Парижа препарат «Эспераль», и в результате Даль бросил пить. В начале 1976 года Даль снова запил, но позвонил Высоцкому, который потребовал от него приехать и снова дал ему «Эспераль».

22 января 1980 года Владимир Высоцкий записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 ч 3 мин) вышла только 23 января 1987 года. В первой её части Высоцкий исполнял «маленькое попурри» песен из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю»; «Почему аборигены съели Кука, или Одна научная загадка» (из фильма «Ветер „Надежды“». Название песни дано по расшифровке фонограммы видеозаписи Высоцкого); «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй: «Песенка ни про что, или Что случилось в Африке»; «Письмо в редакцию телевизионной передачи „Очевидное–невероятное“ из сумасшедшего дома,− с Канатчиковой дачи»; «Песня о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Баллада о Любви».

1 февраля 1980 года состоялось выступление Высоцкого во ВНИИЭТО.

16 апреля 1980 года состоялась последняя в жизни поэта видеосъёмка его концерта— на сцене малого зала Ленинградского БДТ, длительностью около 16,5 мин. Он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков», небольшое попурри из «военных» песен и рассказывал о своём творчестве. Режиссёр этой записи— Владислав Виноградов— после смерти Высоцкого использовал её в документальном фильме «В. Высоцкий. Песни-монологи» и частично в передаче «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома Высоцкого «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии В. Меклера с этого концерта.

2 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.

3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и вместо 1,5 запланированных часов отыграл двухчасовой концерт.

14 июля 1980 года, во время выступления в НИИЭМ (Москва), Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен— «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» (имеется некачественная фонограмма её записи из зрительного зала).

16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).

18 июля 1980 года В. Высоцкий последний раз появился на публике в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета.

В ночь на 25 июля 1980 года, на 43-м году жизни, Владимир Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире от острой сердечной недостаточности.

Непосредственная причина смерти остаётся спорной, так как вскрытие (по настоянию отца поэта) не производилось. По мнению одних (в частности, Станислава Щербакова и Леонида Сульповара), причиной смерти стала асфиксия, по мнению других— острый инфаркт миокарда. Так, Анатолий Федотов, которого разные люди характеризуют по-разному— и как личного врача Высоцкого, человека, спасшего его в июле 1979 года в Бухаре— от клинической смерти (факт которой, впрочем, оспаривается), и— как врача, «проспавшего» Высоцкого в ночь на 25 июля 1980 года; свидетельствует:

23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру…“

…Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжёлой. Я сделал укол снотворного. Он всё маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда.

По утверждениям Марины Влади и В. Перевозчикова, то, что Владимира Высоцкого убили наркотики, остаётся бесспорным, хотя о смерти от передозировки не писал никто.

Музей В.С.Высоцкого в Екатеринбурге. Оборотная сторона рекламной карточки со II частью текста последнего стихотворения поэтаМузей В.С.Высоцкого в Екатеринбурге. Оборотная сторона рекламной карточки со II частью текста последнего стихотворения поэта

Последние две строки, которые Владимир Семёнович Высоцкий написал 11 июня 1980 года:

Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

— Проза.ру

В черновом автографе поэта сохранился вариант последней строки этого стихотворения:

«Мне будет, чем ответить перед Ним».

Похороны

Ваганьковское кладбище. Могила Владимира Высоцкого в 1983 годуВаганьковское кладбище. Могила Владимира Высоцкого в 1983 году

Владимир Высоцкий умер во время проходивших в Москве XXII летних Олимпийских игр.Сообщений о смерти Владимира Высоцкого, кроме двух сообщений в «Вечерней Москве» (о смерти и дате гражданской панихиды) и некролога в газете «Советская культура» (и уже после похорон— статья Аллы Демидовой памяти Высоцкого в газете «Советская Россия») в советских средствах массовой информации практически не печаталось.Над окошком театральной кассы было вывешено простое объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (а в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). При этом ни один из купивших билеты в театр, назад их не сдал.

28 июля 1980 года в здании Театра на Таганке прошла гражданская панихида, церемония прощания и похороны на Ваганьковском кладбище Москвы (участок №1, справа от входа).

Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа— Вадиму Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…»

В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они [власти] хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый тогда город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от самого Кремля… Видимо, их мышление было таково,— как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище… Поэтому они— раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который мы выставили в окно второго этажа театра… Поливочные машины стали сметать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир…

— из воспоминаний Ю. Любимова

Семья

  • Первая жена Изольда Константиновна Высоцкая (урождённая Мешкова, по первому браку— Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Женаты с 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. По одним данным, вместе супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году, однако известно, что фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изольды Константиновны Глеб, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, будучи на самом деле сыном другого человека. Иза Высоцкая живёт в Нижнем Тагиле, работает в местном драматическом театре.
  • Вторая жена Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Женаты с 25 июля 1965 года по 10 февраля 1970 года, разведены; двое сыновей:
    • Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва)— российский актёр и киносценарист.
    • Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва)— советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, директор ГКЦМ В.Высоцкого.
  • Внебрачная дочь Анастасия Владимировна Иваненко (1972 года рождения), её мать— актриса театра на Таганке Татьяна Иваненко.
  • Третья жена Марина Влади (фр.Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff), известная французская актриса кино, театра, телевидения, писатель. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Друзья

В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях— в первую очередь об известных людях; но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».

Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов.Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта— режиссёру Левону Кочаряну; и там жили или часто бывали:

  • актёр и писатель Василий Шукшин,
  • знаменитый режиссёр Андрей Тарковский,
  • писатель Артур Макаров,
  • сценарист Владимир Акимов,
  • юрист Анатолий Утевский.

Об этих людях Владимир Семёнович потом вспоминал: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движениям».

Одним из самых близких друзей Высоцкого был известный клоун-мим Леонид Енгибаров.

Со временем прибавились коллеги по Театру на Таганке:

  • Всеволод Абдулов,
  • Иван Бортник,
  • Иван Дыховичный,
  • Борис Хмельницкий,
  • Валерий Золотухин,
  • Валерий Янклович.

Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья:

  • переводчик Давид Карапетян,
  • актёр Даниэль Ольбрыхский,
  • золотопромышленник Вадим Туманов,
  • режиссёр Виктор Туров,
  • Бабек Серуш — бизнесмен иранского происхождения,
  • танцовщик Михаил Барышников,
  • режиссёр Сергей Параджанов
  • и другие.

В Париже Высоцкий знакомится со знаменитым художником Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга— это записи Высоцкого (105 песен длительностью звучания 5 час. 15.5 мин.), сделанные в Париже в 1975—1980 годах в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казански.Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинок, а для близкого друга, чьё мнение он высоко ценил. Они были изданы в США в декабре 1987г. на 7 пластинках, в футляре и с приложением— буклет и альбом иллюстраций М. Шемякина.

Также в эти годы в Париже совместно с тем же Казански, который выступал в качестве аранжировщика и руководителя ансамбля, Высоцкий успел записать три своих пластинки.

Близким другом был Павел Леонидов— импресарио Высоцкого и его двоюродный дядя.

Творчество

Песня певца у микрофона

Я весь в свету, доступен всем глазам,
Я приступил — к привычной процедуре:
Я к микрофону встал, как к образам!…
Нет-нет, сегодня точно — к амбразуре!
(...)
Умри, не шевелись, не двигайся,– не смей!
Я видел жало: ты змея, я знаю!
А я сегодня — заклинатель змей:
Я не пою,– а кобру заклинаю!

Прожорлив он, и с жадностью птенца
Он изо рта выхватывает звуки.
Он в лоб мне влепит 9 грамм свинца!
Рук не поднять — гитара вяжет руки!

1971 г. (отрывки песни)

Поэзия и песни

Высоцкий написал больше 200 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях); в общей сложности его перу принадлежит более 850 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии фильмов не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Стрелы Робин Гуда» и другие).

Стиль и тематика песен

Владимир Высоцкий:

Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом— на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы.

— «Пишу я очень давно…»

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович не причислял себя к «бардовскому» движению:

Значит, «Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему,— бардовская песня?» Во-первых, я эти два слова впервые слышу— слово «менестрелизм» вот и «бардовская». Вы знаете, в чём дело— я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни «бардом», ни «менестрелем». Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких «вечерах» этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых «бардов» и «менестрелей», что я к ним не хочу никакого отношения иметь.

— Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г. (21 ч.)

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и стилизации под «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) общественного строя, песни об отношении к жизни простых людей, юмористические песни, песни-сказки и даже песни от лица неодушевлённых «персонажей» (например, «Песня Микрофона»; «Баллада о брошенном корабле», «Кораблиная любовь»). Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос и интонацию (например, «Диалог у телевизора»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

Высоцкий пел о чувстве собственного достоинства людей как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях, о силе характера и тяготах человеческой судьбы, что принесло ему огромную популярность.

Необычно и ярко им представлена военная тематика в песнях о Великой Отечественной войне. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой ему было всего 7 лет)— хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Детские впечатления переросли в зрелые поэтические чувства.

В песнях он в первую очередь уделяет внимание тексту и содержанию, а не форме (противопоставляя себя, таким образом, эстраде).

Большую известность В. Высоцкий получил за «песни на надрыве»— такие, как:

  • «Кони привередливые»,
  • «Про Райские яблоки»,
  • «Спасите наши души!»,
  • «Темнота впереди…»,
  • «Охота на волков»,
  • «Банька по-белому»,
  • «Я ещё не в угаре…»,
  • «Очи чёрные»,
  • «Бег иноходца»,
  • «Смерть Истребителя в 13-ти заходах»,
  • «Две судьбы»;
  • «Баллада о борьбе»
  • и многие другие.

Как исполнитель своих песен Высоцкий отличался нетрадиционной манерой пения— он интонировал не только гласные, но и согласные.

Интересен случай, показывающий его отношение к собственному музыкальному сопровождению. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:

Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…»

Переводы на другие языки

  • Музей Владимира Высоцкого в г. Кошалин (Польша) осуществил международный проект— перевод стихотворений Высоцкого на 157 языков мира.
  • Некоторые белорусские переводы принадлежат Михасю Булавацкому.

Проза и драматургия

  • «Жизнь без сна». Повесть. Написана в феврале 1968 года, в санаторном отделении московской психиатрической больницы № 8 им. З. П. Соловьёва. Наличие авторского названия неизвестно.
    Первая публикация (посмертная)— в парижском журнале «Эхо» в 1980г. (№2). Согласно комментарию редакции, «рукопись повести передана нам в черновом виде, без названия, название дано нами».
    Первая книжная публикация (перепечатка из «Эха») состоялась спустя год— в 1981 году, в I томе американского издания «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» (Издательство «Литературное Зарубежье»).
    В советском самиздате произведение распространялось под заголовками «Дельфины и психи», «О дельфинах и психах». В частности, известна "публикация" повести, под названием «Жизнь без сна или дельфины-психи», в краснодарском самиздатовском журнале (фэнзине) «Гея» (1988, № 4) — в рубрике «Литературный архив».
    В СССР повесть была впервые опубликована в газете «Совершенно секретно» (1989, № 3).
  • «Как-то так всё вышло…» (сценарий; 1969 или 1970 год)
  • «Где центр?» (сценарий; 1975 год)
  • «Роман о девочках» (1977 год). По некоторым оценкам, произведение не окончено. В авторской рукописи названия нет; точное происхождение названия неизвестно. Предположительно, название было дано первыми публикаторами.
    По данным высоцковеда Виктора Бакина, «Роман…» был впервые напечатан после смерти автора, в декабре 1981 года, в четырёх номерах еженедельной нью-йоркской «Новой газеты» (США).
    Первая книжная публикация состоялась спустя 1.5 года— в 1983 году, во II томе американского издания «Владимир Высоцкий. Песни и стихи» (Издательство «Литературное Зарубежье»). Согласно редакторскому комментарию в нём, «В.Высоцкий успел написать только 2 первые главы романа».
    В СССР произведение было впервые опубликовано лишь в 1988 году, в журнале «Нева» (№1).
  • «Венские каникулы». Киноповесть (совместно с Э. Володарским; 1979 год).
  • «Чёрная свеча» (I часть романа). Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семёнович не дожил до окончания совместного труда, и II часть была написана уже только Мончинским.

Театральные работы

В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

Работы на радио

Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей, в том числе:

  • «Мартин Иден»
  • «Каменный гость»
  • «Незнакомка»
  • «За Быстрянским лесом».
  • 1976— Алиса в Стране Чудес (радиопьеса)— роли Попугая-пирата и Орлёнка Эда (слова и мелодии песен— Владимир Высоцкий).

Роли в кино

Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. Но на многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам.

Высоцкий участвовал также в озвучивании мультфильма «Волшебник Изумрудного города»— роль Волка (слуги злой волшебницы Бастинды).

Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но не разрешила цензура, и его заменил Анатолий Папанов. О Владимире Семёновиче, тем не менее, авторы мультфильма сумели оставить воспоминание в I выпуске— отрывок фонограммы «Песни о друге» Высоцкого из фильма «Вертикаль» («художественный свист» Волка) используется в сцене, когда Волк, закинув верёвку на антенну, взбирается по ней наверх на балкон к Зайцу. Этот же отрывок фонограммы песни Высоцкого звучит в выпуске 10 мультсериала— в сцене «страшного сна» Волка (где Волк и Заяц «поменялись местами»).

В 1975 году Высоцкий стал автором рекламного фильма «Знаки Зодиака», где сочинил и исполнил песню «О знаках зодиака». Этот фильм изначально не был принят советской цензурой, в том числе в связи с участием Высоцкого в его создании.

Озвучивание мультфильма

  • 1974— Волшебник Изумрудного города— Волк

Прижизненные диски, изданные в СССР

Персональные издания

При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая пластинка содержала не больше 4 песен.

В 1978 году совместно с Болгарией также был выпущен экспортный диск-гигант, в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.

С участием Высоцкого

Начиная с 1974 года вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом «Алиса в Стране чудес» (отдельно издали и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же «Кругозоре» (№6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других таганских актёров.

В СССР и России после смерти

  • Наиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987—1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993-94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
  • В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound — Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее качество звучания, а с другой— добавилась некая «попсовость».
  • К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история“» с кадрами, которые никогда не демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов (кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).

Трибьюты

Высоцкий является одним из самых исполняемых музыкантов. Среди всех кавер-версий можно отметить полноценные трибьют-альбомы:

  • 1996— «Странные скачки», трибьют записанный рок-музыкантами;
  • 2004— «Парус»— трибьют Владимиру Высоцкому в исполнении Григория Лепса;
  • 2007— «Второй»— второй трибьют Владимиру Высоцкому в исполнении Григория Лепса;
  • 2010— «Tribute to Владимир Высоцкий: Натянутый канат 33 года спустя», трибьют в исполнении поп-исполнителей и актеров;
  • 2014— «Мой Высоцкий», трибьют Владимиру Высоцкому в исполнении Гарика Сукачева. В записи приняли участие Сергей Галанин, Александр Ф. Скляр, Павел Кузин и другие.

За рубежом

  • Во Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.
  • В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина»).
  • В Финляндии в 1979 году вышла одна пластинка.
  • В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.
  • В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские и 2 сборника).
  • В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские и 2 сборника).
  • В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.
  • Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Владимира Высоцкого— «Холода» и «Звёзды».

Гитары Владимира Высоцкого

Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.

Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, именно эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф— В.Ф.Плотников).

1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого четыре или пять гитар.

У Высоцкого была также гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта девятого диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».

В спектакле «Преступление и наказание» (по роману Ф.Достоевского), который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову. Последний отдал ему свою гитару для этой роли (Свидригайлова), поскольку гитара понравилась Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин. После смерти поэта Алеников попросил Театр на Таганке разыскать гитару; и в конце концов она была ему возвращена— но в крайне плачевном, разбитом состоянии; у неё не хватало кусков; и починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую гитару в США, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер(англ.)русск.. Фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar(англ.)русск.» под именем «Высоцкий».

Одна из гитар В. Высоцкого, на которой он играл на концерте в Касабланке в апреле 1976г., хранится в музее В.Высоцкого в Кошалине (Польша). Для экспозиции музея её предоставил марокканский журналист Хасан эль-Саед, которому Владимир Семёнович её подарил с автографом-парафразой из «Песенки про жирафа» прямо на гитаре:

В жёлтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.
Африка, Касабланка, 1976, апрель.
Хасану от Володи. Подпись

Автомобили Владимира Высоцкого

По воспоминаниям друзей, Владимир Высоцкий любил быструю езду на автомобиле со скоростью около 200 км/ч и часто разбивал свои машины.

Первый автомобиль Высоцкого— «Волга ГАЗ-21» серого цвета, приобретённый им в 1967 году, а затем им же и разбитый.

В 1971 году он одним из первых в СССР купил себе ВАЗ-2101 («копейку») с номерным знаком 16-55 МКЛ, но разбил машину после нескольких поездок за рулём.

Марина Влади привезла ему из Парижа Renault 16, полученный ею за съёмки в рекламе. Высоцкий разбил «Рено» в первый же день, въехав на остановке в автобус. Машину восстановили, но у неё были парижские номера, и по правилам тех лет ГАИ её не выпускали далее 100км от Москвы. В 1973 году друзья актёра помогли сделать справку для пересечения границы, и на этой битой машине Владимир и Марина совершили путешествие из Москвы в Париж. Там же, во Франции, они эту машину продали.

Через год Владимир Высоцкий выехал с концертами в Германию и привёз оттуда два BMW— один серый, другой бежевый. Но бежевый оказался среди угнанных, поэтому столичная ГАИ зарегистрировала лишь одну машину. Вторая стояла в гараже, хотя ездил Высоцкий на обеих— он просто переставлял номера с одного автомобиля на другой. Позже Интерпол поймал бежевый BMW, и он был отправлен обратно в Германию, а на сером Высоцкий уехал в Париж, где и продал его.

Автомобиль из фойе кинотеатра «Октябрь» (Москва); копия автомобиля Высоцкого. В рамках промоакции к прокату фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»Автомобиль из фойе кинотеатра «Октябрь» (Москва); копия автомобиля Высоцкого. В рамках промоакции к прокату фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

В 1976 году у Владимира Высоцкого появился первый «Мерседес» 1975 года выпуска, цвета «голубой металлик» (модель 450SEL 6.9 на платформе W 116)— четырёхдверный седан. Марина Влади привезла из Франции около 10 машин подряд для мужа, но их обязательно надо было увозить из СССР через год после ввоза— таковы были правила. Mercedes стал первой для Высоцкого иномаркой, официально зарегистрированной в Москве. Все экземпляры были утеряны, но для съёмок фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой» на основе архивных фотографий и чертежей создали новый.

В конце 1979 года на гастролях в Германии Владимир купил спортивное двухместное купе Mercedes 350 жёлто-коричневого цвета.

Бабек Серуш (В.Перевозчикову): «Когда он в следующий раз приехал ко мне в ФРГ, то сказал: „Ты должен продать мне свою машину!…“ А у меня был спортивный „Мерседес“, его не так легко купить, надо ждать некоторое время… Этот второй— маленький „Мерседес“ коричневого цвета он купил у меня… У Володи было тогда разрешение на ввоз машины без пошлины, это разрешение было подписано заместителем Министра внешней торговли Журавлевым».

Посмертное признание и влияние на культуру

Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была (и остаётся) феноменальной. Это обусловлено «многосторонней одарённостью» (по словам Аллы Демидовой), человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью голоса и исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2009—2010гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами XX века», Высоцкий занял второе место (31% опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35% опрошенных) и значительно опередив таких знаменитых писателей, как Л.Н.Толстой (17%) и А.И.Солженицын (14%).

Официальное признание к В.С.Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого— «Нерв», и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту.В 1987 году ему была посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и «авторское исполнение песен» (премию получал отец— С.В.Высоцкий).

Ономастика

  • Именем Высоцкого названы улицы, бульвары, аллеи, скверы, набережные, переулки в населённых пунктах России (177 в 2013 году) и других стран, в том числе в Москве, Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Новосибирске, Самаре, Томске, Одессе (Украина), Астане (Казахстан), Эберсвальде (Германия).
  • Почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено горному плато на архипелаге Огненная Земля.
  • В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).
  • Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта флоксов, гвоздик и гладиолусов.
  • Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
  • В 2011 году было закончено строительство небоскрёба Высоцкий в Екатеринбурге.

Музеи, центр, клубы

Существует, как минимум, 6 музеев Высоцкого.

  • Государственный культурный центр-музей В. С. Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке») является наиболее известным музеем Высоцкого, дающим достаточно полное представление о его жизни и творчестве.
  • В городе Норильске, район Талнах расположен Культурно-досуговый центр им. В.С.Высоцкого.
  • В городе Орёл создан Клуб любителей творчества Владимира Высоцкого«Вертикаль».
  • В городе Новосиль создан «Новосильский Клуб любителей творчества Высоцкого».
  • Мемориальный музей Высоцкого создан в городе Екатеринбурге, в небоскрёбе Высоцкий.

Памятники и памятные доски

На территории бывшего СССР установлено более 20 памятников (и столько же памятных досок) поэту.

  • В России:
    • Февраль 1976 г. — в Ростове-на-Дону (Пролетарский район «Нахичевань», ул. Школьная) открыта прижизненная мемориальная доска на цехе художественной керамики комбината прикладного искусства, с текстом: «….. наш цех в 1975 г. посетил Владимир Высоцкий».
    • 12.10.1985— на могиле Владимира Высоцкого (Ваганьковское кладбище Москвы) был установлен и открыт памятник работы скульптора Александра Рукавишникова.
    • 25.1.1988— в день 50-летия поэта на доме №28 по Малой Грузинской улице в Москве, где в 1975—1980 годах жил Высоцкий, открыта памятная доска (скульпторы А. Рукавишников, И. Воскресенский).

Открыт памятник В. Высоцкому во внутреннем дворике Театра на Таганке (Москва; ул. Земляной Вал 76/21). Автор Геннадий Распопов.

  • 1989 — в Одессе, на здании Одесской киностудии (Французский бульвар, дом 33), установлена мемориальная доска. Автор Станислав Голованов.
  • 25.7.1990 — в день 10-летия со дня смерти, в Москве на доме №15 по Большому Каретному переулку была открыта мемориальная доска. Автор Роберт Гаспарян.
  • 25.7.1995— в день 15-летия со дня смерти, в Москве на Страстном бульваре у площади Петровские Ворота был установлен памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова (архитектор А.В.Климочкин)— как бы в опровержение иронических строк поэта: «Не поставят мне памятник в сквере | Где-нибудь у Петровских Ворот».
  • 25.7.1999 — в день памяти поэта, в районе Талнах г. Норильска (Красноярский край), на здании Культурно-досугового центра им. В. Высоцкого (ул. Строителей, д. 17) открыта мемориальная доска.
  • 24.9.2000— памятник в г. Мелитополь Запорожской области; скульптор К. Чеканев.
  • 2000 — в Москве была установлена мемориальная доска по проспекту Мира, дом № 68, строение 3, в котором находилась школа № 273. Текст на доске заканчивается словами: «В 1945-1946 годах в этой школе учился поэт и артист В. С. Высоцкий».
  • 25.1.2008— в Самаре в день рождения поэта открыт мемориал у Дворца Спорта ЦСК ВВС (ул. Молодогвардейская, 222). Автор М. Шемякин.

15 мая 2017 года, в связи со сносом старого Дворца спорта и намечающимся строительством нового, мемориал был временно демонтирован и перевезён в хранилище.

  • 25.09.2010— в селе Моряковский Затон Томской области (скульптор Вс. Майоров).
  • 20.11.2011— в День города Сочи в парковой зоне концертного зала «Фестивальный» (автор П. Хрисанов).
  • 28.01.2012— в Новосилье.
  • 28.07.2012— установлена мемориальная доска в городе Дивногорске (Красноярский край), на доме №6 по ул. Комсомольской (с текстом: «23-25 августа 1968г. здесь пел Владимир Высоцкий»). Автор Конст. Кузярин.
  • 16.2.2013— открыт памятник у гостиничного комплекса «Водолей» (г. Гороховец, Владимирская область). Скульптор А. Аполлонов.
  • 25.07.2013— во Владивостоке и Ейске.
  • 25.01.2014— установлена мемориальная доска в городе Миасс (Челябинская область), по адресу: Предзаводская площадь, 1 (подарок жителям от местного отделения ЛДПР).
  • 16.07.2014— в Магадане (скульптор Ю.С.Руденко) на смотровой площадке «Каменный венец» набережной бухты А.И.Нагаева (песня «Мой друг уехал в Магадан» была посвящена другу поэта Игорю Кохановскому). На постаменте выбиты слова из другой песни поэта— «Я расскажу тебе про Магадан…».
  • 25.07.2014— в Ростове-на-Дону, на ул. Пушкинская, открыт бронзовый монумент работы Анатолия Скнарина.
  • 14.11.2014— в г. Волжский (Волгоградская область). Памятник установлен на площади Ленина, в гайд-парке имени В. Высоцкого. Скульпторы Ю. Тютюкин, С. Галкин.
  • 25.01.2015— в день рождения поэта, в Москве, открыта мемориальная доска на роддоме, где родился Высоцкий. (Сегодня это здание принадлежит больнице МОНИКИ).
  • 05.10.2015— в Волгограде был открыт памятник двум главным героям телесериала «Место встречи изменить нельзя»— Глебу Жеглову и Володе Шарапову (скульптор В. Утешев). Справа от него находится наклонная плита с надписью: «Скульптурная композиция легендарным сыщикам УгРо Глебу Жеглову и Володе Шарапову из к/ф „Место встречи изменить нельзя“ (реж. С.Говорухин). Установлена в день уголовного розыска. 5.10.2015». Образ капитана Жеглова, начальника «Отдела борьбы с бандитизмом», в картине создал В. Высоцкий.
  • 24.01.2016— в Санкт-Петербурге открыта памятная доска в салоне писательского клуба (по адресу: Набережная Макарова, 10). Скульптор Лариса Петрова. Текст на доске гласит: «В 1967 году в нашем городе состоялся первый в России концерт Владимира Высоцкого».
  • 18.04.2016— памятник работы скульптора А.А.Аполлонова установлен в парке Нижнеудинска с надписью: «(…) В июне 1976г. Владимир Высоцкий приезжал в г. Нижнеудинск с Вадимом Тумановым на базу Артели Старателей „Лена“. Где исполнял свои песни для приисковиков артели. (…) Бюст преподнесён в дар. Проект „Аллея Российской Славы“. Народный артист СССР В.С.Лановой. Автор проекта М.Л.Сердюков. (…) При поддержке Российского военно-исторического общества».
  • 03.09.2016— открыт памятник (скульптура) в парковой зоне ДК «Юбилейный» города Воткинска, Удмуртия. Авторы А. Суворов и Дм. Постников.
  • 22.10.2016— открыт памятник в сквере «Белые ночи» (город Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ). Скульптор Галина Астахова.
  • 08.11.2016— в Москве открыт памятник Глебу Жеглову и В. Шарапову у входа в главное здание полиции (ГУВД на ул. Петровка, 38). Скульптор А. Рукавишников.
  • 11.12.2016— в честь поэта открыт синергетический барельеф-медальон на здании досугового и культурного центра «Костино» города Королёв (Московская область). Автор Янис Струпулис.
  • 25.12.2016— в г. Евпатория (Крым) открыта памятная доска на доме №45 по ул. Караимской. Авторы— архитектор Ал. Комов, скульптор К. Цихаев. Текст на доске гласит: «На улицах старой Евпатории в 1972 году певец, поэт, актёр Владимир Высоцкий снимался в кинофильме „Плохой хороший человек“ режиссёра И.Е.Хейфица».
  • 22.1.2018 — в г. Тула, на здании ДК Туламашзавода (ул. Демидовская 52), открыта мемориальная доска поэту с текстом: «На сцене этого Дворца культуры в апреле 1966 года с коллективом театра на Таганке выступал поэт и актер Владимир Высоцкий». В помещении ДК также установлена памятная табличка с цитатой из песни «Летела жизнь»: «Живу везде — сейчас, к примеру, в Туле…». Скульптор Виталий Иванович Казанский.
  • 23.1.2018 — в г. Кентау (Казахстан) установлена памятная доска на фасаде здания бывшего «Лектория», с текстом: «В августе 1970 года на сцене Лектория выступал выдающийся бард и актёр Владимир Высоцкий. „У Вас — прекрасный город. Высоцкий”».
  • 25.1.2018 — в день 80-летия поэта, в Казани, у входа в концертный зал молодёжного центра «Ак Барс» (ул. Декабристов 1), установлена информационная доска (на пюпитре) с текстом (на русском, татарском и английском языках) о выступлениях Владимира Высоцкого 12-18 октября 1977 года в Казани и Зеленодольске.

Открыта мемориальная доска в симферопольском посёлке ГРЭС (на территории предприятия «Баумикс»), с текстом: «В этом здании в 1972-м году выступал поэт, актёр и автор-исполнитель песен, Лауреат Государственной премии СССР Владимир Семёнович Высоцкий». В селе Воронцовка открыта мемориальная доска справа у входа в сельский клуб им. Владимира Высоцкого, с текстом: «Владимир Семёнович Высоцкий проживал в с. Воронцовка Бузулукского района Оренбургской области во время эвакуации в 1941 — 1943 годах.»

  • Памятники Высоцкому поставлены во многих других городах— в Армавире, Барнауле, Бологое, Воронеже, Волгограде, Волгодонске, Геленджике, Гороховце, Гулькевичах, Дубне, Ейске, Екатеринбурге, Калининграде, Краснодаре, Набережных Челнах, Новосибирске, Покачах, Самаре, Саранске, Симферополе, Солнечногорске, посёлке Тегенекли, Чебоксарах.
  • В Белоруссии (г. Новогрудок).
  • На Украине:
    • В Дружковке; Мариуполе (2 памятника); Мелитополе; Одессе, Харькове.
    • В Киеве также установлен памятник Жеглову и Шарапову— героям телесериала «Место встречи изменить нельзя».
  • В Молдове:
    • 23.08.2014 года в Бельцах открыт мемориал В. Высоцкого. Проект дизайнера Моисея Мильгрома и архитектора В. Коадэ, спонсирован бизнесменом Р. Усатым.
  • В Латвии:
    • 25.01.2015 года открыт бронзовый барельеф-медальон (синергетической лепки) Владимира Высоцкого в отеле «Pegasa Pils» в Юрмале.

Несколько памятников установлено в США:

  • 23.1.2003г.— открыт барельеф-чеканка В.Высоцкого в холле театра О`Рурке Трумэн-колледжа (Чикаго). Архитектор М. Онанов;
  • в городе Хауэлл.

Ещё 3 памятника поэту находятся в:

  • Польше (Кельце);
  • Черногории (Подгорица);
  • Болгарии (Выршец).

Памятники, памятные и мемориальные доски

Памятная доска в Ростове-на-ДонуПамятная доска в Ростове-на-Дону
Памятник в Ростове-на-ДонуПамятник в Ростове-на-Дону
Бюст рядом с главным корпусом АлтГПА на улице Молодёжной в БарнаулеБюст рядом с главным корпусом АлтГПА на улице Молодёжной в Барнауле
Памятник в МелитополеПамятник в Мелитополе
Памятник в Набережных ЧелнахПамятник в Набережных Челнах
Памятник во ВладивостокеПамятник во Владивостоке
Памятник в ВоронежеПамятник в Воронеже
Памятник в СимферополеПамятник в Симферополе
Памятник в Сочи у концертного зала «Фестивальный»Памятник в Сочи у концертного зала «Фестивальный»
Памятник в ЕйскеПамятник в Ейске
Мемориальная доска в Иркутске, на доме № 32 по улице Сибирских ПартизанМемориальная доска в Иркутске, на доме № 32 по улице Сибирских Партизан

Монеты, медали и марки

Почтовая марка России, 1999 годПочтовая марка России, 1999 год
Памятная монета Банка России, 2018 годПамятная монета Банка России, 2018 год

В честь Высоцкого выпущены 2 памятные медали, 2 проездных жетона и 4 монеты, две из них— другими государствами.

  • В январе 1988г. широко отмечалось 50-летие Владимира Высоцкого. Широко продавались первые сборники поэзии Высоцкого, проходили вечера памяти, статьи о нём печатались в прессе. В 1999 выпущена почтовая марка России из серии «Популярные певцы российской эстрады», Владимир Высоцкий. 2 рубля, Россия, 1938—1980.
  • В 2010 году государство Ниуэ (на острове, открытом Дж. Куком) выпустило серебряную монету номиналом 2 $ в серии «Великие личности России», Владимир Высоцкий 1938—1980, с портретом Высоцкого и текстом «Коль дожить не успел, так хотя бы допеть».
  • В том же году в африканской Республике Малави выпущена памятная монета достоинством 50 квача с изображением Владимира Высоцкого.
  • 23 января 2018 года, к юбилею поэта, в серии «Выдающиеся личности России» Банк России тиражом 1500 штук выпустил в обращение памятную серебряную монету номиналом в 25 руб. Монета произведена на Московском монетном дворе, качество — «пруф».

На её оборотной стороне находится рельефное изображение В. С. Высоцкого с гитарой (на фоне силуэтов мчащихся вскачь коней), слева от него – меч. В верхней части монеты выполнена надпись по окружности «Владимир Высоцкий», ниже справа расположены даты жизни певца (в две строки) — «1938», «1980».

  • В 2018 году на Московском монетном дворе, качеством «пруф» и тиражом 250 экз., был также произведён набор из 4-х памятных серебряных монет «Владимир Высоцкий». Скульпторы Иван Копыткин, Эдуард Тользин; художник Валентина Черемхина.

На монетах изображены, в частности, сцены из сериала «Место встречи изменить нельзя» и фильма «Служили 2 товарища», в которых снимался артист; а также из спектакля Театра на Таганке «Пугачёв» (где Высоцкий сыграл Хлопушу).

  • В этом же году Банком России планируется выпуск серебряной монеты (номиналом 2 руб.), посвящённой В. Высоцкому: «Поэт, актёр В. С. Высоцкий», в серии «Выдающиеся личности России».

Влияние на других авторов

Творчество Владимира Высоцкого изучается особым культурно-исследовательским направлением, названным «высоцковедение».

Творчество Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как А. Башлачёв, Ю. Шевчук («ДДТ»), К. Кинчев («Алиса»), А. Макаревич («Машина времени»), Г. Сукачёв и И. Тальков. Например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука.

Косвенно Высоцкий повлиял и на В. Цоя («Кино»), Б. Гребенщикова («Аквариум»), Ю. Клинских («Сектор Газа»), Е. Летова («Гражданская оборона») и многих других.

Творчество Высоцкого оказало влияние не только на русскую культуру. Например, оно оказало влияние на творчество известного польского барда Я. Качмарского. Под впечатлением личной встречи с Высоцким в 1974 году он написал «Облаву» как вольный перевод знаменитой «Охоты на волков» Высоцкого, за что получил первую награду на Фестивале студенческой песни в Кракове. С этого начался его творческий путь.

После смерти Владимира Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулиной, Ан. Вознесенского, Е. Евтушенко), бардов и исполнителей городского романса (например, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, А. Городницкого, А. Розенбаума, В. Токарева, В. Асмолова, М. Щербакова, А. Земскова), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Градского, А. Макаревича, А. Башлачёва, Ю. Лозы); и других; а также многочисленные стихотворные посвящения и стихи неустановленного авторства («народные»).

Высоцкий обладал подлинно поэтическим видением мира— одной строкой, одной метафорой умел создать незабываемый образ. У него немало замечательных фигуральных находок, которые показывают его мощь и потенциал как художника,— «и кутаю крик в телогрейку», «истома ящерицей ползает в костях». С точки зрения версификационного мастерства Высоцкий был достаточно искусен— безупречно владел стихотворными метрами (размерами), широко использовал аллитерационные возможности стиха, тональные внутренние рифмы пронизывали его строфы— «Вот напасть!— то не всласть, / То не в масть карту класть,— / То ли счастие украсть, / То ли просто упасть / В грязь…».

— Евгений Степанов

Книги

Количество книг о Высоцком растёт постоянно,— о нём пишут и его жёны, и друзья, и исследователи.

Известность породила также и альтернативные версии его жизни (по сути недокументированные, «жёлтые», как например, у Ф. Раззакова и др.).

Фильмы

В 1987 году вышел первый документальный фильм о Высоцком— «Владимир Высоцкий» режиссёра Натальи Крымовой, а в 1988 году— второй, «Четыре встречи с Владимиром Высоцким» режиссёра Эльдара Рязанова.

25 июля 2005 года канал РТР показал документальный фильм Ольги Дарфи (продюсер Виталий Манский) о наркотической агонии Высоцкого «205 дней. Посмертная маска» (за три дня до эфира по требованию Никиты Высоцкого из фильма пришлось вырезать стихотворения и песни Владимира Высоцкого).

В 2006 году на телеканале «Россия» к 65-летию Высоцкого вышел фильм Ильи Рубинштейна «Французский сон». В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов.

По роману Высоцкого и Мончинского «Чёрная свеча» поставлен фильм «Фартовый» (2006).

Образ Владимира Высоцкого также использован:

  • как один из прототипов главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди»— Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка…»;
  • в фильме Марка Розовского «Страсти по Владимиру»;
  • в фильме Ивана Дыховичного «Копейка»— в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
  • в сериале «Галина» (2008)— в роли Высоцкого Томаш Лещиньский;
  • в фильме Гарика Сукачёва «Дом Солнца»— в роли Высоцкого снялся сам режиссёр;
  • в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)— в роли Высоцкого Сергей Безруков. Роль озвучена Никитой Высоцким (в титрах не указан);
  • в сериале «Обратная сторона луны» (2012)— в роли Высоцкого Артур Федорович;
  • в сериале «Людмила Гурченко» (2015)— как прототип персонажа Аркадия Новицкого (роль исполняет Семён Шкаликов).

На телевидении

  • 22 января 1980 года состоялась единственная прижизненная съёмка Высоцкого на Центральном телевидении— для «Кинопанорамы» (режиссёр Ксения Маринина). Однако запись пролежала на полке под цензурным запретом 7 лет и вышла в эфир под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» только в 1987 году.
  • 25 ноября 2011 года на Первом канале состоялась передача о Высоцком из цикла «Достояние Республики».