Краткая биография

Владимир Зенонович Завитневич (белор. Уладзімір Зянонавіч Завітневіч, 1853, д. Литвяны, ныне Узденский сельсовет Узденского района Минской области, Беларусь — 1927) — белорусский археолог, историк, писатель, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии, профессор Киевской духовной академии по кафедре русской гражданской истории.

Родился в семье священника. Окончил Минское духовное училище. В 1870 г. поступил в Минскую духовную семинарию, в 1875 г. в Санкт-Петербургскую духовную академию.

В 1879 — учитель Варшавского духовного училища. В Варшаве увлекся историей православия. В варшавских архивах обнаружил ряд документов про неоднозначную роль церкви и религии в формировании государства.Провел исследования о политических событиях, предшествовавших заключению Брестской унии.

По своим политическим взглядам принадлежал к «левому крылу», чем вызывал недовольство официальной церковной верхушки, в 1910 г. был вынужден уйти в отставку, однако продолжал безоплатно читать лекции.

Похоронен на Щекавицком кладбище в Киеве.

Литературно-научная деятельность

Владимиром Завитневичом было написано много трудов, посвящённых православной духовности, эти труды остаются востребованными и в настоящее время. Они используются при изучении истории православной церкви и проведении современных исследований. Одним из таких трудов является «Записка Завитневича», которая наиболее известна.

В этой записке был просуммирован опыт жизни всей православной церкви, мнение Завитневича разделяли ещё 32 священника, которые подготовили послание. Суть «Записки Завитневича» — проблемы свободы и соборности. Завитневич считал, что «основной стихией церковной жизни является свобода», соответственно восстановление соборности не может быть осуществлено без обретения ещё одного важного основания церковной жизни — личностности. Личность должна быть признана церковью «без её относительного достоинства».

Археологическая работа

В. З. Завитневич активно занимался археологическими исследованиями. Им проведены раскопки славянских памятников в бассейнах рек Припять, Днепр, Неман, Сула, Березина. В Минской губернии им было обследовано в общей сложности около 700 курганов на 82 курганных могильниках и городище дреговичей. Определил границы расселения дреговичей.

Принимал активное участие в деятельности общественных исторических и археологических организаций. Вскоре после прихода в штат Киевской духовной академии он был избран помощником секретаря Церковно-археологического общества при академии (пробыл в этой должности до 1908 г.). В 1890 г. он был зачислен действительным членом Императорского московского археологического общества, а также Общества истории и древностей при Московском университете.

Все археологические находки В. З. Завитневич жертвовал музеям, в первую очередь, Церковно-историческому и археологическому музею при Киевской духовной академии.

Основные труды

Главные труды Завитневича

  • «Палинодия Захарии Копыстенского и её место в истории западно-русской полемики XVI и XVII веков» (Варшава, 1883, магистерская диссертация);
  • «Алексей Степанович Хомяков» (т. I, Киев, 1902, докторская диссертация);
  • «Владимир святой, как политический деятель» (ib., 1888);
  • «Великий князь киевский Святослав Игоревич и историческое значение его богатырских подвигов» («Труды Киевской Духовной Академии», 1888, кн. 3);
  • «Значение первых славянофилов в деле уяснения идей народности и самобытности» (Киев, 1891);
  • «К вопросу об историческом призвании русского народа» (ib., 1893);
  • «Рационализм, как источник неверия и сектантства» (ib., 1900);
  • «Памяти А. С. Пушкина. О значении личности в истории» («Труды Киевской Дух. Академии», 1899, книга 6);
  • «О высшем начале общественной нравственности» («Странник». 1900, кн. 8 и 9);
  • «Религиозное состояние Н. В. Гоголя в последние годы его жизни» («Чтения в ист. общ. Нестора-Летописца», 1902);
  • «Место А. С. Хомякова в истории русского народного самосознания» («Мирный Труд», 1904, кн. 4).