Краткая биография

Вовенарг Люк де Клапье - французский писатель, автор многочисленных афоризмов - родился в Экс-ан-Провансе (современном Провансе) 6 августа в 1715 г. Его отцом был знатный дворянин, маркиз Вовенарг.

Двадцатилетним молодым человеком поступил на военную службу, сразу же, в 1735 г., участвовал в Итальянской кампании. В 1741 г. у него в подчинении был полк, который в войне за Австрийское наследство брал чешскую столицу. В 1942 г. участвовал в Богемской кампании. Успешная военная карьера была прервана по состоянию здоровья. Вовенарг заразился оспой, которая, заметно ухудшив не только самочувствие, но и внешность, лишила возможности действовать на дипломатическом поприще. Все это открыло новую страницу в его биографии: Люк де Клапье в 1745 г. возвратился в Париж, чтобы полностью посвятить себя литературному труду.

Опыт сочинительства к тому времени у него уже имелся. Еще участвуя в Богемской кампании, Вовенарг, носивший тогда звание лейтенанта, написал этюд, в котором сравнивал творчество Корнеля и Расина, и послал его Вольтеру. Знаменитый писатель уже тогда высоко оценил пробу пера офицера, а после того, как тот осел в Париже, они сблизились. Известно, что приятельские отношения он поддерживал и с Мармонтелем.

В 1746 г. Вовенарг опубликовал свои рукописи в виде книги-сборника, куда вошли «Введение в познание человеческого разума», «Размышления и максимы» и другие работы. Благодаря этому произведению Люк де Клапье Вовенарг стал считаться признанным мастером афористичных высказываний, мыслителем эпохи Просвещения. Однако эта книга стала единственной в его творческом багаже. Физическое состояние Вовенарга ухудшалось день ото дня, перенесенная оспа практически лишила его зрения. Ему было всего 32 года, когда в 1747 г. его организм перестал сопротивляться тяжелому недугу. Умер Вовенарг в Париже. Оставленные им рукописи сгорели в 1871 г. во время пожара в Луврской библиотеке. На русском языке высказывания моралиста Люка де Клапье Вовенарга впервые появились в 1908 г., и инициатором их перевода был Лев Толстой.

Биография из Википедии

Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг (фр. Luc de Clapiers, marquis de Vauvenargues, 6 августа 1715 года, Экс-ан-Прованс — 28 мая 1747 года) — французский философ, моралист и писатель.

Родился в знатной, но обедневшей семье. Годы детства провёл в замке Вовнарг (фр.). Слабое здоровье не позволило ему получить образование, кроме начального, он не изучал латынь и греческий язык. У него также было слабое зрение. В детстве дружил с Виктором Рикети, маркизом Мирабо, отцом видного деятеля Великой французской революции Оноре Габриэля Рикетти де Мирабо, и с Форисом де Сен-Венсен (фр.), впоследствии ставшим археологом, с которыми продолжал переписку после отъезда из дома.

Участвовал в Итальянской и Богемской кампаниях 1735 и 1742 годов; заболел оспой, навсегда обезобразившей его, и вышел в отставку; болезнь помешала ему также идти по дипломатическому пути, и Вовенарг всецело предался литературным занятиям. Ещё будучи лейтенантом, во время Богемской кампании, Вовенарг послал Вольтеру написанный им сравнительный этюд о Корнеле и Расине, где сильно превозносил второго за счет первого. Вольтер сразу отгадал в молодом офицере задатки недюжинного ума. Оставив службу, Вовенарг поселился в Париже, где вращался в кругу Вольтера и Мармонтеля. Молодой моралист своей детски чистой душой и нравственной силой оказал глубокое влияние на Вольтера. В 1746 году он издал небольшой томик, в состав которого вошли: «Introduction à la connaissance de l’esprit humain», «Réflexions sur divers sujets», «Conseils à un jeune homme», «Réflexions critiques sur divers poètes», «Fragments sur les orateurs et sur La Bruyère», «Méditation sur la foi» и «Paradoxes mêlés de Réflexions et de Maximes». А год спустя он умер, по словам Мармонтеля, «христианином-философом».

Идеи

Слава Вовенарга основана главным образом на «Réflexions et Maximes» и отчасти на «Introduction à la connaissance de l’esprit humain». В этих сочинениях отразились его этические и политические взгляды, и ими он занял выдающееся место во французской литературе наряду с Монтенем, Лабрюйером и Паскалем. Вовенарг как мыслитель не примыкает к предыдущему веку, несмотря на своё преклонение перед Паскалем и Фенелоном и на то, что в литературном отношении он их ученик и последователь. С другой стороны, его вдумчивость, любовь к размышлению о вопросах душевной жизни и сильное чувство уважения к религии резко отделяют его от скептических мыслителей XVIII века. Прежде чем дать в «Réflexions et Maximes» сжатое изложение своих взглядов, Вовенарг в «Introduction etc.» разбирает главные философские вопросы, волновавшие его современников. В вопросе о свободе воли Вовенарг — сторонник того же принципа, на который опираются детерминисты. Наши поступки, по его теории, вполне обусловливаются влиянием рассудка или чувства, а иллюзия воли получается оттого, что мысль или чувство исчезают, как только получается их действие, то есть побуждение совершить тот или другой поступок. Переходя к вопросу о добре и зле, Вовенарг считает добром все то, что ведет к благу всего общества, а не отдельного лица; все то, что полезно отдельному человеку и может быть вредно обществу, есть зло. Добродетель, таким образом, имеет для него социальное значение. Те же взгляды Вовенарг высказывает в «Maximes», причем для него источником добродетели является чувство, сердце, а не разум. Вовенаргу принадлежит в этом отношении к сентиментальной, или инстинктивной, школе, которая не отрицает разума, но приписывает ему второстепенное значение в поступках людей. Вовенарг задается целью восстановить достоинство человеческой природы, униженной Паскалем и оклеветанной Ларошфуко. Он оправдывает благородные страсти и противопоставляет суровой морали Паскаля свою активную, гуманную и естественную мораль. Основное правило жизни, в глазах Вовенарга, — широкая деятельность всех душевных сил (employer toute l’activité de son âme dans une carrière sans bornes). В изречениях, направленных против Ларошфуко, Вовенарг отрицает, что все качества сводятся к самолюбию. Он превозносит храбрость и стойкость в отдельных людях и гуманность в отношениях людей между собой. Он не допускает существования ни безусловных добродетелей, ни безусловных пороков, и потому полагает, что люди прежде всего должны быть снисходительны: «все обязанности людей, — говорит он, — основаны на их взаимной слабости». Привлекательность книжки Вовенарга заключается главным образом в том, что в ней отражается опыт чистой и чуткой души, прошедшей через чистилище страдания. Вовенарг отстаивает против своего скептического века лучшие чувства человеческой души; он проникнут стремлением к высшей правде, которую скорее чувствует, чем постигает сознанием. Лучшее издание Вовенарга принадлежит Жильберу (1857).

Переводы

  • Размышления и максимы. Л.: Наука, 1988. 440 с. (Серия: Литературные памятники).
(Состав сборника: «Введение в познание человеческого разума»; «Фрагменты»; «Критические размышления о некоторых писателях»; «Размышления и максимы»)