Краткая биография

Жорж Брак (фр. Georges Braque, 13 мая 1882, Аржантёй — 31 августа 1963, Париж) — французский художник, график, сценограф, скульптор и декоратор. Основатель кубизма (совместно с Пабло Пикассо).

Биография и творчество

Молодость

Жорж Брак родился в Аржантёе, департамент Валь-д’Уаз. Происходил из семьи ремесленников. Вырос в Гавре и учился на маляра и декоратора, как его отец и дед. Однако он также серьёзно изучал живопись по вечерам в Школе изящных искусств (у Шарля Луйе), примерно с 1897 по 1899 год.

В Париже, куда Брак переехал в 1900 году, он выучился на декоратора и был награждён в 1902 году сертификатом. Позже он поступил в академию Эмбера в Париже, и творил там до 1904 года. Именно здесь он встретил Мари Лорансен и Франсиса Пикабиа.

Фовизм

Ранние работы Брака были импрессионистскими, но после просмотра выставки работ фовистов в 1905 году он перенял их стиль. Фовисты являлись группой, которая включала, в частности, Анри Матисса и Андре Дерена. Они использовали яркие цвета и упрощённые формы, чтобы добиться максимально сильной эмоциональной реакции. Брак также тесно сотрудничал с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом.

В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В том же году стиль Брака постепенно начал эволюционировать под влиянием творчества Поля Сезанна. Ретроспективная выставка Сезанна, умершего в 1906 году, в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже.

Кубизм

В 1907 году Брак также посетил мастерскую Пабло Пикассо. После встречи с ним он резко изменил художественную манеру, стремясь к лаконизму живописных средств и геометризации предметов. В 1909—1912 гг. Брак работал вместе с Пикассо над теоретическим обоснованием кубизма и стал одним из основателей этого течения. В то время Пикассо находился под влиянием Гогена, Сезанна, масок африканских племен и иберийской скульптуры, а Брак в основном был заинтересован в развитии идеи Сезанна — множества перспективных точек зрения.

Картины Брака в 1908—1913 годах начали отражать его новый интерес к геометрии и перспективе. Он интенсивно изучает эффекты света и перспективы. В картине «Дома в Эстаке» (фр. Maisons à l'Estaque, 1908) Брак сводит архитектурную структуру в геометрическую форму, приближенную к кубу. Но он вынес затенения так, чтобы она выглядела плоской и трёхмерной. Таким образом, Брак обратил внимание на саму природу зрительных иллюзий и художественные представления.

Послевоенное творчество

Брак участвовал в Первой мировой войне, в 1915 г. был тяжело ранен и смог вернуться к живописи только в 1917 г. В это время в его творчестве почти исключительно преобладали натюрморты.

В дальнейшем искал большей просветлённости и гармоничности изображения, его известной декоративности. Создал несколько живописных серий («Купальщицы» и др.). В 1934 г. вышла первая монография о художнике — книга Карла Эйнштейна.

Брак тяжело пережил Вторую мировую войну, в 1945 г. долго болел. В 1949—1956 гг. создал цикл из восьми больших полотен «Мастерские», ставший вершиной его творчества. В 1950-х гг. исполнил ряд декоративных работ: занимался церковными витражами, оформил потолок в этрусском зале Лувра. Сквозной мотив позднего творчества Брака — летящая птица.

Брак создал много рисунков, гравюр и скульптурных произведений, но главное место в его творчестве занимала живопись. Умер Брак в Париже 31 августа 1963 года.