В Анинском дацане ставили большую фигуру грядущего будды Майтрейи. Фигура эта, сделанная из толстых медных листов, имела внутри полость. Чтобы наполнить её священными книгами, драгоценными камнями и золотом, как то предписывал буддийский канон, были посланы хувараки (послушники) собирать по всей округе подношения.

Один из таких хувараков, обходя очередное село, набрёл на домик, в котором жил столетний старик. Ничего кроме стола и лавки в домике этом не было. Узнав, по какому случаю пришёл хуварак, старик также захотел сделать подношение Майтрейе. Для этого он отсыпал в бумажный кулёк нюхательного табака и вручил его хувараку.

Возвращаясь по дороге хуварак размышлял: «Разве можно такое подношение в дацан принести? Засмеют меня ламы или, того хуже, накажут». Подумал он так и бросил табак, подаренный стариком, на дорогу.

И вот настал, наконец, день, когда фигуру Майтрейи наполнили разными подношениями и стали готовить к освящению. А фигура, словно бы она пустая была, гудит! Никак не могут понять ламы, почему гудит фигура?

И тут старый лама, приехавший на торжества освящения фигуры Майтрейи из самого Тибета, предположил:

— Что-то, значит, в неё не доложили!

Стали спрашивать хувараков, собиравших подношения: всё ли они, что им люди давали, принесли? И хуварак, который подарок старика на дорогу выбросил, признался во всём. Послали его за тем выброшенным подарком.

Табак, конечно, на дороге не сохранился, зато старик, встретив хуварака в своём домике, снова насыпал ему табаку. С ним хуварак и вернулся обратно. Стали ламы думать, каким же образом нюхательный табак внутрь фигуры, уже надёжно запаянной, поместить? И лама, приехавший из Тибета, снова посоветовал:

— Нужно приставить лестницу и к самому носу поднести!

Сделали так, как старик советовал, и Майтрейя весь без остатка нюхательный табак втянул в свои ноздри.

другие Бурятские притчи