Великий ведический мудрец Чьявана Риши, живший в самом начале Трета-юги (эпохи в индуистском временном цикле), был сыном Бхригу Муни.

Однажды, когда жена Бхригу Муни была беременна, её выкрал некий демон, который был влюблён в его жену до того, как она ещё не вышла замуж. Этот демон обманул Агни, которому Бхригу Муни наказал стеречь свою беременную жену, поскольку ему самому нужно было ненадолго отлучиться. И как только мудрец ушёл, в хижину ворвался демон и утащил беременную жену Бхригу Муни. Рано утром, когда они ехали, жена Бхригу Муни разрешилась родами. От появившегося младенца исходило такое свечение, что демон, увидев это, невероятно испугался и решил спастись бегством, оставив младенца и женщину.

Чьявана Риши с самого рождения обладал очень большим могуществом, а в результате свой аскезы он обрёл ещё и особое качество — он мог любого, на кого посмотрит, парализовать. Стоило ему взглянуть на кого-то, если он хотел, то в тот же миг человек застывал и не мог сдвинуться с места.

Будучи уже старым — дряхлый с морщинистой кожей, — он совершал аскезу в муравейнике. И однажды он решил сменить аскезу в муравейнике на аскезу в семейной жизни. Он нашёл себе жену, но та, ещё до свадьбы, случайно выколола ему глаза. В результате у неё появился не только дряхлый, но и слепой муж. Но Сукханья, так звали его жену, была ведическая женщиной, поэтому она преданно ухаживала за ним.

Однажды Сукханья пошла к озеру искупаться. И случилось так, что в том же озере недалеко от неё принимали омовение Ашвини Кумары — боги, отвечающие за здоровье людей. Они были невидимы для Сукханьи. Увидев невероятную красоту молодой жены, они просто потеряли головы. Полностью пленённые её красотой, двое полубогов в этот момент решили, что нужно сделать себя видимыми ей, чтобы явиться перед ней во всём своём величии. Появившись перед ней, они сказали:

— Выбирай любого из нас. Мы боги с высших планет и мы хотим жениться на тебе. Но ты можешь выбрать кого-то одного.

Сложность задачи заключалась в том, что они были близнецами, похожи друг на друга как две капли воды. Сукханья внимательно посмотрела на них и сказала:

— Извините меня, дорогие Кумары, но я ничем вам помочь не смогу: у меня уже есть муж.

И это было искренним сердечным откровением: никаких сомнений в этом вообще не было, даже ни одной мысли о том, что она сможет стать счастливой женой одного из богов.

Ашвини Кумары, видя её целомудрие и чистоту, растрогались и сказали:

— Ну хорошо, выбирай любое благословение, которое только хочешь. Если хочешь, мы сделаем твоего мужа таким же красивым, как и мы.

На что она ответила:

— Это очень хорошо.

Но у самих Ашвини Кумаров, желание жениться на ней в сердце осталась, поэтому они предложили условие:

— Мы сделаем его таким же красивым, как и мы, но при одном условии: потом ты должна будешь выбрать одного из нас троих. Т.е. мы будем внешне полностью одинаковыми, как две капли воды, и ты должна будешь выбрать одного из нас в качестве своего мужа.

Сукханьи очень не понравилось это условие, но желание подарить своему мужу молодость и силу, было сильным. Поэтому она отправилась к Чьяване Риши и рассказала всё произошедшее и спросила совета. Чьявана Риши крепко ухватился за эту возможность и сказал:

— Давай рискнём!

Они, уже вместе с мужем, вернулись к озеру, где их ждали Ашвини Кумары. Те велели Чьяване Риши войти по голову в это озеро. Он вошёл. Через какое-то время из озера уже вышло трое: её муж и Ашвини Кумары. Причём это были совершенно одинаковые красавцы, сияющие красотой и силой, могуществом и молодостью. Она стала озадаченно пытаться найти своего мужа. Но как она не смотрела, понять, где её муж не могла. Будучи целомудренной, она стала молиться Богу с просьбой о защите:

— Пожалуйста, сохрани моё целомудрие, я не хочу никого, кроме своего мужа!

Вдруг она заметила одну небольшую особенность: двое прочно стоят на земле, а один — парит, слегка касаясь земли. Она подошла к нему и надела на него гирлянду. Это был её настоящий муж.

Чьявана Риши, будучи очень довольным выбором своей жены и милостью Ашвини Кумаров, сказал:

— Теперь вы просите у меня благословение, я тоже на что-то способен, я тоже могу вам что-то дать.

Ашвини Кумары сказали:

— Несправедливость в райском царстве: все полубоги имеют долю сома-расы (напитка бессмертия), а мы врачи, и так как мы врачи, то мы относимся к категории шудр. Поэтому Индра не даёт нам сома-расы. Заставь Индру, чтобы мы тоже могли пить её.

Чьявана Риши сказал:

— Сейчас же на месте.

И тотчас же начал сома-ягью — огромное жертвоприношение, в результате которого преподносится эта сома полубогам. Все полубоги явились, он вызвал их своими мантрами, своим могуществом. Он специально пригласил своими мантрами Ашвини Кумаров на эту сома-ягью. Индра сидел, и все остальные тоже сидели, и Ашвини Кумары были там. Когда сома появилась в результате этого жертвоприношения, то Чьявана Риши первым пошёл к Ашвини Кумарам и дал им их долю сома-расы.

Индра невероятно разгневался! Не просто потому, что им первым дали, а потому что кто-то покусился на его власть. Индра относится к числу тех правителей, которые боятся, что кто-то может покуситься на их власть, на их могущество, а тут появились эти выскочки и Чьявана Риши, который возносит это. Тогда он занёс свою ваджру — своё оружие, молнию — и готов был уже на месте уничтожить Чьявану Риши. Но в этот момент Чьявана Риши просто посмотрел на него. И Индру парализовало. Он не мог даже пошевельнуть пальцем, не говоря уже о ноге или руке. Потом Чьявана Риши посмотрел на жертвенный костёр, который горел, произнёс мантру и из огня появился страшный демон. Он помчался на всех присутствующих и все присутствующие в ужасе стали разбегаться в разные стороны, кроме Индры потому что он не мог убежать. И тут мысленно он стал просить прощения у Чьяваны Риши, стал просить: «Я сделаю всё, что хочешь, только спаси меня, только избавь меня от этого страшного демона».

Демона звали Мада. Мада — значит безумие, сумасшествие. Этот демон хотел напасть на Индру и тогда Чьявана Риши сжалился над Индрой и сказал:

— Хорошо, Индра, я прощаю тебя, но с демоном надо что-то сделать, так как сила, которая в него была вложена — очень сильна и это сила безумия. Поэтому разруби его своей ваджрой на четыре части.

Индра так и сделал: своим оружием разрубил этого демона на четыре части. Но теперь Чьявана Риши стал думать, что же делать с этими частями, потому что эта невероятная сила безумия находилась в них. Подумав немного он сказал:

— Хорошо, теперь эта сила безумия поровну распространится в четыре вещи. Отныне вино будет сводить человека с ума и делать его безумным, незаконный секс будет вводить людей в безумие, убийство или охота, употребление в пищу мяса, будет сводить людей с ума и азартные игры будут приводить к тому, что люди будут становиться безумными.

Так появились четыре регулирующих принципа.

другие Ведические притчи