Генрик (Хенрик) Юхан Ибсен

Генрик (Хенрик) Юхан Ибсен

Биография

Раннее творчество

Генрик Ибсен родился в семье богатого коммерсанта, разорившегося в 1836 году.

Начиная с 1844 года, Генрик Ибсен работал аптекарем. Тогда он написал первые стихи и драму из древнеримской истории «Катилина» (Catilina, 1850), мотивы которых отражают революционные события 1848 года в Европе. Драма вышла под псевдонимом и успехом не пользовалась. В 1850 году в Кристиании поставлена пьеса Ибсена «Богатырский курган» (Kjæmpehøjen). В 1852—1857 годах руководил в Бергене первым национальным норвежским театром, а в 1857—1862 годах возглавлял Норвежский театр в Кристиании. Бергенский период жизни совпадает с увлечением писателя политическим национализмом и скандинавским фольклором. Так появились «средневековые» пьесы «Фру Ингер из Эстрота» (Fru Inger til Østeraad, 1854), «Пир в Сульхауге» (Gildet paa Solhoug), в 1855-56 г. принесшая Ибсену всенорвежскую славу), «Улаф Лилиенкранс» (Olaf Liljekrans, 1856), «Воители в Хельгеланде» (Hærmændene paa Helgeland, 1857). В 1862 году Ибсен пишет произведение «Комедия любви», в которой наметилась сатирическая картина мещанско-чиновничьей Норвегии. В народно-исторической драме «Борьба за престол» (1864) Ибсен показал победу героя, выполняющего прогрессивную историческую миссию. Однако причины собственно литературные (невозможность полностью описать человеческие взаимоотношения при помощи средневековых образов и романтических клише) и внелитературные (разочарование в национализме после австро-прусско-датской войны) побудили Ибсена уехать за границу в поисках новых форм.

Начало драматической реформы

Ибсен четверть века провёл в Италии и Германии, жил в Риме, Дрездене, Мюнхене. Первыми всемирно известными его пьесами стали стихотворные драмы «Бранд» (Brand, 1865) и «Пер Гюнт» (Peer Gynt, 1867). Они иллюстрируют противоположные черты характера как самого Ибсена, так и его современника. Священник Бранд — серьёзный и суровый проповедник человеческой свободы и религиозности, на его максимализме лежит отпечаток учения С. Кьеркегора. Пер Гюнт, напротив, ищет личного счастья и не находит. Вместе с тем Пер Гюнт едва ли не больший гуманист и поэт, нежели Бранд.

В конце 1860 — начале 1870-х гг. в условиях обострения социально-политических противоречий Ибсен ожидает крушения старого мира, «революции человеческого духа». В драме о Юлиане Отступнике «Кесарь и Галилеянин» (1873) он утверждает грядущий синтез духовного и плотского начал в человеке.

«Кукольный дом»

Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (Et Dukkehjem, 1879). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Торвальд Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад меняет свои взгляды и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй:

Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами.

Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, пьеса написана на реальных событиях, и для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

1880-е годы

Первая драма, написанная Ибсеном после «Кукольного дома», — «Привидения» (Gengangere, 1881). Она использует многие мотивы «Бранда»: наследственность, религию, идеализм (воплощённый во фру Альвинг). Но в «Привидениях» критиками отмечается значительное влияние французского натурализма.

В пьесе «Враг народа» (En Folkefiende, 1882) очередной максималист Стокман требует закрыть загрязнённый сточными водами источник, на котором держится курортный город. Естественно, что горожане требуют скрыть правду об источнике и выгоняют Стокмана из города. В свою очередь, он в едких и прочувствованных монологах порицает идею власти большинства и современное общество и остаётся с чувством собственной правоты.

В написанной под воздействием импрессионизма и Шекспира драме «Дикая утка» (Vildanden, 1884) идеалист Грегерс противопоставлен гуманисту-доктору, который считает, что людям нельзя открывать всего, что происходит в их жизни. «Новый Гамлет» Грегерс не внимает советам доктора и рассекречивает тайны своей семьи, что в конечном итоге приводит к самоубийству его сестры Хедвиги.

Позднее творчество

В его поздних пьесах усложняется подтекст, возрастает тонкость психологического рисунка. Тема «сильного человека» выдвигается на первый план. Ибсен становится беспощадным к своим героям. Примеры этих пьес — «Строитель Сольнес» (Bygmester Solness, 1892), «Йун Габриель Боркман» (John Gabriel Borkman, 1896).

«Строитель Сольнес» — наиболее значимая из поздних драм Ибсена. Сольнес, как и Ибсен, мечется между высоким призванием и жизненным комфортом. Юная Хильда, напоминающая Хедвигу из «Дикой утки», требует от него вернуться к строительству башен. Пьеса заканчивается падением строителя, до сих пор не истолкованного литературоведами. По одной из версий, творчество и жизнь несовместимы, по другой — только так и может закончить свой путь истинный художник.

Ибсен скончался в 1906 году от инсульта.

Постановки и экранизации пьес

Драмы Ибсена пользуются популярностью в театрах. Многие из них были поставлены в начале XX века К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко на сцене Художественного театра, а роль Стокмана считалась одной из лучших в репертуаре Станиславского. В настоящее время пьесы Ибсена можно увидеть, например, в МХТ им. Чехова, МДТ — Театре Европы.

Фильмы по произведениям Г. Ибсена регулярно снимаются на его родине. Среди них можно назвать такие, как: два фильма «Дикая утка» (1963 и 1970), «Норма (Кукольный дом)» (1973), «Фру Ингер из Эстрота» (1975), «Женщина с моря» (1979), «Враг народа» (2004). За пределами Норвегии были экранизированы «Терье Виген» (Швеция, 1917), «Кукольный дом» (Франция/Великобритания, 1973), «Гедда Габлер» (Великобритания, 1993).

Ибсен и Россия

Почтовая марка СССР, 1956 год
Почтовая марка СССР, 1956 год
  • В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Русский дипломат М. Э. Прозор был официальным переводчиком нескольких пьес Ибсена на французский язык.
  • Ибсену посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Леонид Андреев, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский, Лев Шестов.
  • На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и, в концертном исполнении, «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига.
  • В 1956 году была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Ибсену.
  • В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.

Интересные факты

  • Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом (1859 — 1930), внук Танкред Ибсен (1893 — 1978) — режиссером.
  • В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
  • С 1986 года в Норвегии вручается национальная Премия Ибсена за вклад в драматургию, а с 2008 года — Международная премия Ибсена.
  • В городе Шиен действует Театр Ибсена.
  • Генрик Ибсен был очень молчаливым человеком. Отказываясь из-за этого от частых приглашений на званые обеды, он говорил:

— Я в гостях почти не разговариваю. Остальные гости, глядя на меня, тоже умолкают. Хозяева становятся раздражительными. Зачем мне это? Когда же я не прихожу в гости, общество имеет замечательную тему для разговоров.

  • Лечащий врач Ибсена, доктор Эдвард Булл, рассказывал, что семья Ибсена собралась у постели писателя перед его смертью. Видимо, чтобы успокоить родственников, сиделка заметила, что Ибсен сегодня выглядит немного лучше. При этом Ибсен, привстав, сказал ясно и чётко: «Напротив!» — и умер.
Категории
:
Метки
: