Василий Александрович Сухомлинский

Василий Александрович Сухомлинский

Васи́лий Алекса́ндрович Сухомли́нский (укр. Василь Олександрович Сухомлинський; 28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Украинская Держава — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — советский педагог-новатор, детский писатель.

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Родился будущий педагог-новатор в 1918 году в селе Васильевка (ныне Кировоградская область) в бедной крестьянской семье. Здесь прошли его детство и юность. Отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский (1893—1930) — до Октябрьской революции работал по найму, как плотник и столяр в помещичьих хозяйствах («экономиях»), и сдельно — в крестьянских хозяйствах. В советское время Александр Емельянович стал одним из передовых людей села — был общественником активистом, принимал участие в руководстве потребительской кооперацией и колхозом, выступал в газетах как селькор, заведовал колхозной избой-лабораторией, руководил трудовым обучением (по деревообрабатывающему делу) в семилетней школе. Мать В. А. Сухомлинского, Оксана Авдеевна (1893—1931), была домашней хозяйкой, выполняла мелкую портняжную работу, трудилась в колхозе. Вместе с Александром Емельяновичем она воспитала, кроме Василия, ещё троих детей — Ивана, Сергея и Меланию. Все они стали сельскими учителями.

Летом 1933 года Василий поехал учиться в Кременчуг. После окончания рабфака он поступил в педагогический институт; в 17 лет стал учителем в заочной школе недалеко от родного села. Перевёлся в Полтавский педагогический институт и успешно закончил его в 1938 году, затем возвратился в родные места, где стал преподавать украинский язык и литературу в онуфриевской средней школе.

В 1941 году Сухомлинский добровольцем ушёл на фронт.

В январе 1942 года он, младший политрук, был тяжело ранен, защищая Москву, и лишь чудом остался жив. Осколок снаряда остался в его груди навсегда. После лечения в госпитале на Урале просился на фронт, однако комиссия не могла признать его даже ограниченно годным. После освобождения Украины от фашистов вернулся в родные края и узнал, что его жену и маленького сына замучили в гестапо.

В 1948 году он стал директором Павлышской средней школы, которой бессменно руководил до конца своей жизни. Дочь В. А. Сухомлинского — доктор педагогических наук, профессор Ольга Васильевна Сухомлинская. Пошла по стопам отца, сейчас работает в Национальной академии педагогических наук Украины.

Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках.

Педагогическая деятельность

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений, чтению книг.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». В советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственная премия УССР 1974 года, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.

В своей книге «100 советов учителю» Сухомлинский писал о том, что ребёнок является существом, которое мыслит, познает мир не только вокруг себя, но ещё и познает самого себя. При чём это знание приходит не только умом, но и сердцем. По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке излагает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педагога, тем ярче раскрывается его личное отношение к знаниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюбленностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педагогику. Учитель — это не только специалист, который умеет передавать знания следующему поколению, но также он играет большую роль в том, чтобы сделать из ребёнка человека, а именно человека будущего, от которого зависит будущее целой страны. Учитель должен не только уметь анализировать причины влияния на ребёнка, но и должен придерживаться того, чтобы изучение предмета стало цельным. Труд должен стать главным в жизни ученика. Народная педагогика знает, что ребёнку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Чтобы ребёнку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, нужно беречь, лелеять, развивать у него чувство гордости труженика. Это значит, что ребёнок должен видеть, переживать свои успехи в учении. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создаёт для другого. Задание педагога — не только уметь правильно определять причины и последствия в воспитании, но и влиять на жизнь ребёнка, при этом разделять свои заботы с родителями. Педагогу нужно работать, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит научить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. Педагог становится светочем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.

В. А. Сухомлинский о режиме труда и отдыха школьников

Лучше всего чувствуют себя те, кто рано ложится спать, спит достаточно времени, рано пробуждается и занимается интенсивным умственным трудом в первые пять-десять часов после пробуждения (в зависимости от возраста). В последующие часы бодрствования интенсивность труда должна ослабевать. Совершенно недопустим напряжённый умственный труд, особенно заучивание, в последние 5-7 часов перед сном. На многих фактах мы убедились, что, если ребёнок в течение нескольких часов перед сном сидит за уроками, он становится неуспевающим.

В. А. Сухомлинский о причинах подростковой преступности

Чем тяжелее преступление, чем больше в нём бесчеловечности, жестокости, тупости, тем беднее интеллектуальные, эстетические, моральные интересы и потребности семьи. Ни в одной семье подростков, которые совершили преступление или правонарушение, не было семейной библиотеки, хотя бы маленькой...Во всех 460 семьях я насчитал 786 книг...Никто из тех, кто совершил преступление, не мог назвать ни одного произведения симфонической, оперной или камерной музыки

Память

  • На корпусе № 1 Полтавского педагогического института (сейчас университет) по ул. Остроградского, 2 — Сухомлинскому установлена мемориальная доска.
  • В самом университете находится музей В. А. Сухомлинского.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Николаевский национальный университет.
  • В честь В. А. Сухомлинского назван Александрийский педагогический колледж в городе Александрия. Во дворе колледжа установлен памятник Сухомлинскому.
  • Именная аудитория в Институте образования НИУ ВШЭ
  • В 2018 году в Геническом районе Херсонской области Украины был изготовлен бюст В.А. Сухомлинского для использования в качестве переходящей награды для лучшего учреждения образования района.
  • В сентябре 2018 года Национальный банк Украины выпустил в обращение памятную монету с Сухомлинским, в серии «Выдающиеся личности Украины».
Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе
Мемориал Сухомлинскому в Павлышской школе
Вход в музей в Павлышской школе
Вход в музей в Павлышской школе

Награды

  • Герой Социалистического Труда (1968).
  • Орден Красной Звезды.

Почётные звания

  • Почётный гражданин Кировограда (1998)

Значительные произведения

  • Сердце отдаю детям.
  • Сто советов учителю.
  • Рождение гражданина.
  • Родина в сердце [печатный текст] / Сухомлинский, Василий Александрович, Автор; Сухомлинская, А. И., Составитель; Голованов, Леонид Витальевич, Составитель; Кулешова, А. А., Фотограф; Прохоров, И., Редактор; Авотин, Роберт Жанович, Художник. - Москва : Молодая гвардия, 1978. - 173, с.: портр. л. + вкладные л.; 21 см.- 100000 экземпляров (в переплёте)
  • Родительская педагогика.
  • Как воспитать настоящего человека.
  • Методика воспитания коллектива.
  • Письма к сыну.
  • О воспитании.
  • Этюды о коммунистическом воспитании (1967).
  • Мудрая власть коллектива

Полное собрание сочинений и методического наследия приведено в книге:

  • В. А. Сухомлинский: Биобиблиография / Сост. А. И. Сухомлинская, О. В. Сухомлинская. — К.: Рад. шк., 1987.— 255 с.
Категории
: