Вера Васильевна Чаплина

Вера Васильевна Чаплина

Вера Васильевна Чаплина (24 апреля 1908, Москва — 19 декабря 1994, там же) — детская писательница-анималист, жизнь и творчество которой непосредственно связаны с Московским зоопарком.

Родилась 24 апреля 1908 года в Москве, на Большой Дмитровке в потомственной дворянской семье в доме деда, крупного инженера-теплотехника профессора Владимира Михайловича Чаплина (мецената и воспитателя архитектора Константина Мельникова). Мать, Лидия Владимировна Чаплина, закончила Московскую консерваторию, отец, Василий Михайлович Кутырин, — юрист. После революции 1917 года в хаосе Гражданской войны 10-летняя Вера потерялась и, как беспризорница, оказалась в детском доме в Ташкенте.

«Только любовь к животным помогла мне пережить это первое большое горе, — вспоминала впоследствии писательница. — Даже находясь в детском доме, я ухитрялась держать щенят, котят и птенцов… Днем я выносила своих питомцев в огромный сад около дома, а на ночь тащила их в спальню и прятала кого в тумбочку, кого под кровать, а кого себе под одеяло. Иногда кто-нибудь из воспитателей обнаруживал моих питомцев, и мне здорово попадало». Любовь к животным и ответственность за жизни своих «меньших братьев» воспитали в маленькой девочке решительность и умение преодолевать трудности. Эти черты характера и определили её жизненный и творческий путь.

Матери удалось разыскать Веру, и в 1923 году они возвратились в Москву. Вскоре 15-летняя девушка стала ходить в зоопарк и поступила в кружок юных биологов (КЮБЗ), которым руководил профессор П. А. Мантейфель. Будущая писательница не только выкармливала соской звериных детенышей и заботилась о них, она наблюдала за животными, вела научную работу, стремилась к тому, чтобы звери не особенно чувствовали, что они в неволе.

В 25 лет Вера Чаплина становится одним из новаторов Московского зоопарка. Она навсегда останется в его истории как инициатор и руководитель созданной в 1933 году площадки, где «не только воспитывался здоровый и крепкий молодняк, но и было сделано так, чтобы разные животные мирно уживались друг с другом». Этот эксперимент вызвал небывалый интерес зрителей, и площадка молодняка на многие годы стала одной из «визитных карточек» Московского зоопарка.

Тогда же в журнале «Юный натуралист» появились первые небольшие рассказы Веры Чаплиной, и сразу после этих публикаций издательство «Детгиз» заключает с ней договор на книгу о площадке молодняка. Большую помощь в работе над этой книгой оказал ей в порядке шефской помощи писатель Всеволод Лебедев. «Малыши с зеленой площадки» в 1935 году были опубликованы и имели успех, но молодая писательница оценила книгу критически, существенно переработав её текст для нового сборника рассказов, а в последующие издания не включала его вовсе. Как и для многих авторов, определяющей для Чаплиной стала её вторая книга — «Мои воспитанники» (1937). И действительно, вошедшие в неё рассказы, среди которых «Арго», «Лоська», «Тюлька», не только обнаружили собственный стиль писательницы, но и стали одними из лучших в её творчестве. А история про львицу Кинули, воспитанную в городской квартире, кроме того получилась настоящим бестселлером, ожидаемым читателями ещё до своей публикации.

Вера Чаплина с львицей Кинули на площадке молодняка Московского зоопарка. Лето 1936 г. Фото из книги: Vera Chaplina. My animal friends (1939) London.
Вера Чаплина с львицей Кинули на площадке молодняка Московского зоопарка. Лето 1936 г. Фото из книги: Vera Chaplina. My animal friends (1939) London.

События, описанные в этой повести, начались весной 1935 года и уже осенью были широко известны не только в Москве, но и далеко за её пределами благодаря многочисленным газетным заметкам и репортажам в киножурналах. На Чаплину буквально обрушился поток писем от незнакомых детей и взрослых из разных городов страны. Причем большинство из них, не зная её точного адреса, надписывали конверты просто: «Московский зоопарк, Кинули Чаплиной». Вскоре известность становится международной: в декабре американская «The Christian Science Monitor» публикует большую статью о Вере Чаплиной, Кинули и площадке молодняка; в июне 1938 г. материал о Чаплиной и площадке молодняка печатает английская «The Manchester Guardian»; в марте 1939 г. статья Чаплиной «Мой друг Кинули – львица, которую я воспитала…» выходит на первой полосе парижской газеты «Ce Soir». С Чаплиной заключают договор об издании произведений за границей, и в 1939 году в Лондоне выходит книга её рассказов «My animal friends», George Routledge & Sons Ltd..

Вера Чаплина принимала участие в первой студийной записи Московского телецентра: «…Первая студийная передача состоялась 4 апреля 1938 года. В программе, продолжавшейся более двух часов, выступили артисты И. Ильинский, А. Редель, М. Хрусталев, шахматисты Н. Рюмин и В. Алаторцев и др. Зрители увидели также звуковой кинофильм „Кинули“ (о воспитании львенка) и питомцев сотрудницы Московского зоопарка В. Чаплиной: сову, белку, собаку динго и волка, которых она привезла в студию…».

В 1937 году её назначили заведующей секцией хищников. В мае 1941 года Вере Чаплиной объявляют благодарность «как лучшей ударнице Московского зоопарка». В начале войны Чаплину вместе с частью особо ценных животных направляют в эвакуацию на Урал, в Свердловский зоопарк (Уралзоопарк). «Не хватало кормов, приходилось прилагать громадные усилия, чтобы накормить, спасти их, — рассказывала годы спустя писательница. — Все без исключения сотрудники зоопарка самоотверженно боролись за жизнь наших питомцев. Мы делились последним с детьми и …зверями». В тяжелейших условиях войны Чаплина проявляет себя умелым и решительным организатором: летом 1942 года её назначают заместителем директора (зав. зоочастью) Уралзоопарка, а весной 1943 года возвращают в Москву и назначают директором производственных предприятий Московского зоопарка. В марте 1944 Исполнительный Комитет Московского Городского Совета депутатов трудящихся награждает Веру Чаплину нагрудным знаком «Отличник городского хозяйства Москвы».

Первое издание «Питомцев зоопарка», издательство «ДЕТГИЗ», Москва, 1955
Первое издание «Питомцев зоопарка», издательство «ДЕТГИЗ», Москва, 1955

Более 20 лет отдала Вера Чаплина Московскому зоопарку, а в 1946 году перешла на постоянную литературную работу. В 1947 году выходит её новый сборник «Четвероногие друзья», в котором помимо переработанного текста «Кинули» впервые появились такие рассказы как «Фомка-белый медвежонок», «Волчья воспитанница», «Куцый», «Шанго» и другие. «Четвероногие друзья» имели необычайный успех: уже через несколько лет они были переизданы не только в Москве, но и в Варшаве, Праге, Братиславе, Софии, Берлине. А когда в 1950 году Чаплина вступала в СП СССР, то рекомендовавшие её Самуил Маршак и Лев Кассиль недоумевали, почему это не произошло гораздо раньше..

Литературным соавтором Веры Чаплиной с конца 1940-х годов стал писатель-натуралист Георгий Скребицкий. В соавторстве они создают сценарии к мультфильмам «Лесные путешественники» (1951) и «В лесной чаще» (1954). После совместной поездки в Западную Белоруссию публикуют книгу очерков «В Беловежской пуще» (1949). И все же главным писательским материалом для Чаплиной продолжает быть жизнь Московского зоопарка. В 1955 году она выпускает сборник рассказов «Питомцы зоопарка» (окончательно завершён в 1965 году). Среди героев рассказов Чаплиной такие знаменитые животные Московского зоопарка, как волк Арго, тигры Раджи и Сиротка, медведи Борец и Марьям, кондор Кузя, слон Шанго и другие.

Произведения писательницы иллюстрировали такие мастера книжной графики, как Дмитрий Горлов, Георгий Никольский, Алексей Комаров, Вадим Трофимов, Евгений Чарушин, Вениамин Белышев, Евгений Рачёв, Владимир Конашевич. Кроме того, с Чаплиной работали и многие известные фотографы, среди них — Марк Марков-Гринберг, Эммануил Евзерихин, Самарий Гурарий, Анатолий Анжанов, Виктор Ахломов.

В 1950—1960-х годах с героями произведений Веры Чаплиной, помимо читателей социалистических стран, знакомятся во Франции, Японии, Израиле, Португалии, США, и её книги, одни из немногих в то время, широко представляют за рубежом образ советской детской литературы. Это весьма примечательно, ибо как раз советская идеология в них совершенно отсутствовала. Впрочем, данное обстоятельство не мешало «Издательству литературы на иностранных языках», расширяя круг своих иностранных читателей, публиковать «Четвероногих друзей» и «Питомцев зоопарка» на английском, немецком, испанском, арабском, корейском, хинди, бенгали, урду и других языках. В 1966 и 1971 гг. Бюллетень Центра детской книги Высшей библиотечной школы Чикагского университета присваивает высшую категорию — «рекомендовано» — книгам Чаплиной, изданным в США: «Kinuli» (1965) и «True stories from the Moscow Zoo» (1970).

В сборнике «Друг чабана» (1961) и в цикле поздних рассказов «Случайные встречи» (1976) появляются новые черты творчества Веры Чаплиной. На смену крупным планам и ярким краскам, создававшим приподнятые по настроению, а порой и драматические портреты четвероногих героев, приходят образы вроде бы меньшего масштаба. Но теперь они приходят как будто из собственной жизни читателя. Кажется, что Вера Чаплина уже не столько рассказывает какие-то истории, сколько просто помогает заметить и разглядеть наших не всегда приметных четвероногих и крылатых соседей. Рассказы «Забавный медвежонок», «Испорченный отпуск», «Пуська», «Как хорошо!» — полны комических ситуаций, которые порой случаются с нами при более близком знакомстве с «очаровательными» зверятами. То, что вытворяют при этом зверята, может легко вывести из себя даже очень спокойного человека, и Вера Чаплина остроумно, но без насмешки рассказывает об этом. Видно, что писательница и сама не раз попадала в подобные ситуации, и что люди, которых она показывает растерянными и рассерженными, несмотря ни на что способны сохранить к своим маленьким «мучителям» доброе, человеческое отношение.

Не одно поколение читателей выросло на произведениях Веры Чаплиной (общий тираж её книг превышает 20 миллионов экземпляров). И хотя первые рассказы Чаплиной о питомцах Московского зоопарка появились в уже далеких 1930-х годах, и давно стали дедушками и бабушками их первые юные читатели, её книги переиздаются вновь, и вновь они пользуются успехом.

Умерла 19 декабря 1994 года. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище.

Память

В январе 2017 г. в Омске открыта детская библиотека имени Веры Чаплиной

Основные произведения

  • «Малыши с зеленой площадки» — сборник рассказов (1935)
  • «Кинули» — повесть (1937, окончательная редакция 1955)
  • «Мои воспитанники» — сборник рассказов (1937)
  • «Четвероногие друзья» — сборник рассказов (1947)
  • «В Беловежской пуще» — книга очерков (в соавторстве с Георгием Скребицким (1949)
  • «Орлик» — сборник рассказов (1954)
  • «Питомцы зоопарка» — цикл рассказов (1955, окончательная версия — 1965)
  • «Друг чабана» — сборник рассказов (1961)
  • «Несносный питомец» — сборник рассказов (1963)
  • «Крылатый будильник» — сборник рассказов (1966)
  • «Случайные встречи» — сборник рассказов (1976)

Переводы на иностранные языки

Произведения Веры Чаплиной многократно переводились на языки народов мира. Большой успех имел ее послевоенный сборник «Четвероногие друзья», только в 1949-1950 годах переведенный на немецкий, белорусский, венгерский, польский, болгарский, чешский и словацкий языки. Особенно популярны книги Чаплиной были у немецких читателей: берлинское детское издательство «Der Kinderbuchverlag» свыше десяти раз переиздавало «Четвероногих друзей» (после 1955 г. дополненное рассказами из сборника «Питомцы зоопарка»), а с учетом изданий 1970-х и 1980-х гг. оно выпустило в переводе на немецкий язык практически все основные произведения Чаплиной. В 1956 году по инициативе и в переводе французской писательницы и переводчика Мари Лахи-Холлебек парижское издательство «Les Éditions La Farandole» выпускает сборник рассказов Веры Чаплиной «Mes amis à quatrepattes». В том же году в Токио выходит двухтомное издание «Питомцев зоопарка» с предисловием директора УЭНО–Зоопарка Тадамити Кога (издательство «Hakuyosha»).

В 1965 году повесть «Кинули» публикуется в Нью-Йорке издательством «Henry Z. Walck, Inc» в переводе Айви Литвиновой, которая не стала искать соответствия необычному имени львицы в английском языке, в отличие от Стивена Гэрри, переводчика лондонского издания 1939 г., давшего Кинули не вполне точное имя «Foundling» – «Найденыш». Не нашли английского аналога имени Кинули и переводчики другой американской книги Чаплиной, «True Stories from the Moscow Zoo» («Рассказы из Московского зоопарка»), выпущенной в 1970 г. издательством «Prentice-Hall, Inc», Englewood Cliffs, Нью-Джерси. Одна из переводчиц, профессор-славист Мичиганского университета Лидия Наумовна Паргмент стала инициатором этого издания. В общей же сложности произведения Веры Чаплиной опубликованы в переводах на 40 языков (в более чем 130 изданиях).

Фильмография

  • Потомок араба — игровой фильм, киностудия Госкино, 1926, режиссёр Яков Морин, оператор Александр Гринберг, в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Господа Скотинины — игровой фильм, киностудия Совкино, 1926, режиссёр Григорий Рошаль, операторы Николай Козловский и Давид Шлюглейт, в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Такая женщина (другое название: Чужая) — игровой фильм, кинокомпания Межрабпом-Русь, 1927, режиссёр Константин Эггерт, оператор Луи Форестье, в эпизоде фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной, она же снималась дублершей героини в эпизоде нападения волка
  • Волки (Охота на волков) — научно-популярный фильм. Госвоенкино, 1928, режиссёр Владимир Королевич, операторы Игорь Гелейн и Николай Вихирев, в эпизодах фильма снимался волк Арго, дрессировка Веры Чаплиной
  • Кинули — научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм, 1935, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина, оператор Андрей Глазов, музыкальное оформление Г. Березовский
  • «Кинули дома у Чаплиной» — фрагмент сборника «Совкиножурнал» № 16, 1936 г., режиссёр Л. И. Степанова (съемки начала марта 1936 г. в комнате коммунальной квартиры, где львица Кинули жила в семье Чаплиной)
  • Похождения медвежонка — детский короткометражный игровой фильм, кинофабрика Рот-Фронт, 1936, режиссёр Таиса Арусинская, сценарист Вера Чаплина, оператор Георгий Рейсгоф, композитор Михаил Раухвергер
  • Исследование инстинктов у хищников и млекопитающих — научно-популярный фильм, 1 часть. Мостехфильм, 1939, режиссёр Борис Павлов, оператор Г. Трояновский, научный консультант Вера Чаплина
  • Инстинкт в поведении животных — научно-популярный фильм, 2 части. Мостехфильм, 1940, режиссёр Борис Павлов, сценарист Вера Чаплина, оператор Г. Трояновский
  • Хищники — научно-популярный фильм, Мостехфильм, 1940, режиссёр Борис Светозаров, оператор Борис Фильшин, научный консультант Вера Чаплина
  • Лесные путешественники — мультфильм, Союзмультфильм, 1951, режиссёр Мстислав Пащенко, сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий, оператор Михаил Друян
  • В лесной чаще — мультфильм, Союзмультфильм, 1954, режиссёр Александр Иванов, сценаристы Вера Чаплина и Георгий Скребицкий, оператор Николай Воинов

Диафильмы

  • Как вырастили львёнка без матери — 45 кадров. Фабрика № 5 треста Союзтехфильм, 1936, составители Вера Арнольд, Вера Чаплина
  • Проказы Кинули — 45 кадров. Фабрика № 5 треста Союзтехфильм, 1936, составители Вера Арнольд, Вера Чаплина
  • В зоопарке — 48 кадров. Фабрика «Диафильм», Д-50-49, 1949, автор-составитель Вера Чаплина, фото: А. А. Томашевич
  • Малыши в зоопарке — 26 кадров. Фабрика «Диафильм», Д-50-17, 1950, автор-составитель Вера Чаплина
  • Театр зверей — 60 кадров (2 ч.). Фабрика «Диафильм», Д-97-50, 1950, автор-составитель Вера Чаплина, фото: Г. А. Троянский (об Уголке Дурова)
  • Медвежонок — 40 кадров. Фабрика «Диафильм», Д-257-52, 1952, автор-составители Вера Чаплина, Георгий Скребицкий, художник Пётр Репкин
  • Беловежская пуща — 45 кадров. Фабрика «Диафильм», Д-151-54, 1954, автор-составители Вера Чаплина, Георгий Скребицкий
Категории
: