Айседора Дункан

Айседора Дункан

Биография

Айседо́ра Дунка́н (Исидора Дункан, Изадо́ра Да́нкан; англ.Isadora Duncan [ˌɪzəˈdɔrə ˈdʌŋkən], урождённая Дора Энджела Дункан, англ.Dora Angela Duncan; 27 мая 1877 или 26 мая 1877, Сан-Франциско, Калифорния — 14 сентября 1927, Ницца)— американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца. Разработала танцевальную систему и пластику, которую связывала с древнегреческим танцем. Жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 годах. В её честь назван кратер Дункан на Венере.

Айседора Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Чарльза Дункана (1819—1898)— банкира, горного инженера, знатока искусств и Марии Айседоры Грей (1849—1922). Была младшим ребёнком в семье. Её старшие братья— Раймонд, Августин (Огюстен), а также её сестра— Элизабет тоже занимались танцами. Вскоре после рождения Айседоры Дункан её отец обанкротился в результате банковских махинаций, и её родители развелись. Семья впала в крайне бедное состояние. Её матери пришлось переехать с четырьмя детьми в соседний Окленд, где она подрабатывала швеёй и давала частные уроки на фортепиано. Айседора вместе со своими старшими братьями и сестрой помогали матери добывать средства на жизнь тем, что обучали местных детей танцам.Айседору, скрыв её возраст, в 5 лет отдали в школу. В 10 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование. До 1902 года выступала вместе с Лои Фуллер, которая повлияла на формирование исполнительского стиля Дункан.

В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику. С 1899 года выступала в Лондоне. В 1901 году вступила в группу Л. Фуллер в Париже. В апреле 1902 года после выступления Дункан в Будапеште к ней пришёл первый большой публичный успех.

В 1903 году Дункан вместе с семьёй совершила артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас— Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине. В 1904 году возглавила школу танца для девочек в Грюневальде (около Берлина).

В конце 1904— начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В 1909 году открыла школу танца во Франции. В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у неё нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца. На волне увлечения «дунканизмом» в Санкт-Петербурге в 1914 году была организована студия музыкально-пластического движения «Гептахор», просуществовавшая до начала 1930-х годов.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Дункан была переполнена радужных планов насчёт жизни и творчества в новой, свободной от предрассудков и отметающей всё старое стране большевиков: «Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!». Несмотря на правительственную поддержку, в послереволюционной России Дункан столкнулась с тяжёлыми бытовыми проблемами, такими как голод, отсутствие отопления. Большую часть денег для школы ей пришлось добывать самостоятельно. Самой танцовщице отвели для пребывания реквизированную квартиру балерины бывших Императорских театров Екатерины Гельцер, в это время бывшей за границей.

Связь с Сергеем Есениным

В октябре 1921 года Дункан познакомилась с поэтом Сергеем Есениным, несмотря на разницу в 18 лет. 2 мая 1922 года они оформили официальный брак, Дункан приняла советское гражданство. Однако, он не говорил по-английски, а она едва изъяснялась по-русски. Сразу после свадьбы Есенин сопровождал Айседору в турах по Европе и США.

Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и творческие отношения.

Тем не менее, Есенин уехал в Москву августа 1923 года, а Дункан же покинула Россию навсегда в 1924-ом. Их брак распался, не просуществовав даже и двух лет

Личная жизнь

В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссёром-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь.

На концертах в Санкт-Петербурге (1905 год) и Москве познакомилась со Станиславским

Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дочь Дердри (1906—1913) от режиссёра Гордона Крэга и сын Патрик (1910—1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения.

Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли» стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистками творчества Дункан. После отъезда Айседоры школой руководила её приёмная дочь Ирма Дункан (до 1928года). Школа просуществовала до 1949 года.

Смерть

Айседора трагически погибла в Ницце, из-за попадания обмотанного вокруг шеи длинного шёлкового шарфа в спицы колеса автомобиля Amilcar CGSS («Альмикар гран спорт»), на котором она совершала прогулку. Шарф буквально выдернул её из автомобиля и сломал шею. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр.Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!). Согласно другим источникам, она сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour)— подразумевая водителя, Бенуа Фалькетто, а версию со славой выдумала из соображений этического характера её приятельница Мэри Дести, к которой были обращены эти слова.

Прах Айседоры Дункан покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.

Творчество

Айседора Дункан и Сергей Есенин
Айседора Дункан и Сергей Есенин

Айседора Дункан вдохновлялась античным искусством, идеями У. Уитмена, Р. Вагнера, Ф. Ницше. В своих композициях она импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, Ф. Шопена, К.В.Глюка, П.И.Чайковского, Ф. Шуберта, а также мелодии революционных песен. Танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах. Движения её танца напоминали рисунки древних фресок и вазописи. Дункан пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения. В основе её творческого метода лежал принцип самовыражения свободной личности.

Используя систему Ф. Дельсарта, создала собственный стиль с элементами хореографического импрессионизма. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. Искусство Айседоры Дункан оказало большое влияние на развитие русского балета и помогло реформе академического танца.

Дункан была не просто артисткой и танцовщицей. Её стремления шли намного дальше простого совершенствования исполнительского мастерства. Она, как и её единомышленницы, мечтала о создании нового человека, для которого танец будет более чем естественным делом. Особое влияние на Дункан, как и на все её поколение, оказал Ницше. В ответ на его философию Дункан написала книгу «Танец будущего». Как Заратустра у Ницше, люди, описанные в книге, видели себя пророками будущего.

Дункан писала, что новая женщина выйдет на новый интеллектуально-физический уровень: «Если моё искусство символично, то символ этот— только один: свобода женщины и эмансипация её от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства». Дункан подчеркивала, что танец должен быть естественным продолжением человеческого движения, отражать эмоции и характер исполнителей, импульсом для появления танца должен стать язык души.

Я бежала из Европы от искусства, тесно связанного с коммерцией. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей. Нет такой позы, такого движения или жеста, которые были бы прекрасны сами по себе. Всякое движение будет только тогда прекрасным, когда оно правдиво и искренне выражает чувства и мысли. Фраза «красота линий» сама по себе— абсурд. Линия только тогда красива, когда она направлена к прекрасной цели.

Дункан поставила перед собой задачу по созданию «танца будущего», который должен был стать результатом «всего того развития, которое человечество имеет за собой». Главным его источником послужила античность, по известному выражению В. Светлова, Дункан явилась «Шлиманом античной хореографии».

Адреса

Петроград

  • Начало 1922 года — гостиница «Англетер» — Вознесенский проспект, 10

Библиография

  • Айседора Дункан. Моя исповедь. Издательство: Лиесма, 1991г. Мягкая обложка, 288с.
  • Айседора Дункан. Моя жизнь— М.: Контракт-ТМТ, 1992.— 192 с.: ил.
  • Айседора Дункан. Моя жизнь. Моя Россия. Мой Есенин.— М.: Политиздат, 1992.— 397 с. -
  • Айседора Дункан. «Танец будущего»

Образ в искусстве

В литературе

  • «Собачье сердце» Михаила Булгакова.
  • «Роман без вранья» Анатолия Мариенгофа.
  • «На берегах Невы» Ирины Одоевцевой.
  • «Исидора Дункан» Збигнева Герберта.

В театре

  • «Айседора»— балет Мориса Бежара, поставленный для Майи Плисецкой (Опера Монте-Карло, 1976).
  • «Пять вальсов Брамса в манере Дункан»— балет Фредерика Аштона (Королевский балет, 1976).
  • «Айседора»— балет Кеннета Макмиллана на музыку Ричарда Беннетта (Королевский балет, 1981).
  • «Айседора: Миг до вечности», пьеса Юрия Баладжарова (2012).
  • «Три жизни Айседоры Дункан», монодрама в 2действиях Зиновия Сагалова.
  • «Стойте на голове», хореографический спектакль Татьяны Вдовиной (2016).
  • «Сергей и Айседора», спектакль Романа Виктюка по мотивам пьесы Н. Голиковой «Жизнь моя, иль Ты приснилась мне…» (2012)

В кино

  • «Айседора Дункан, величайшая танцовщица в мире», режиссёр Кен Рассел, в главной роли Вивьен Пиклз (Великобритания, 1966).
  • «Айседора». Режиссёр Карел Рейш, в главной роли Ванесса Редгрейв (Великобритания-Франция, 1968).
  • «Есенин». Режиссёр Игорь Зайцев, в роли Айседоры Дункан Шон Янг (Россия, 2005).
  • «Танцовщица». Режиссёр: Стефани Ди Джусто; в роли Лили-Роуз Депп (Франция-Бельгия-Чехия, 2016)

В музыке

  • «Айседора». Слова— Михаил Танич, Музыка— Елена Ванина. Исполняет Александр Малинин (Бал— 1991).
  • «Айседора»— группа Завтраккусто. Альбом «Декадент Нуво» (2017)
  • «Айседора»— ДиДюЛя. Альбом «Фламенко» (2000)
  • «Айседора Дункан»— Белая гвардия.
  • «Айседора»— «Ленинград». Альбом «Пуля+» (1999).
Категории
:
Метки
: