Краткая биография

Алексе́й Алексе́евич Борово́й (11 ноября 1875, Москва — 21 ноября 1935, Владимир) — русский философ, юрист, экономист, журналист и теоретик анархизма. В течение жизни его взгляды последовательно эволюционировали от марксизма к анархо-индивидуализму, затем анархо-синдикализму и в конечном итоге платформизму. Неизменным оставалась его приверженность идеям гуманизма и атеизма.

Во время обучения на юридическом факультете Московского университета (1894—1898) посещал лекции других факультетов и в течение года учился в Московской консерватории по классу фортепиано; постоянно посещал вернисажи и выставки, не пропускал ни одной театральной или музыкальной премьеры, следил за литературными новинками. Сдав в январе 1902 года магистерские экзамены получил должность приват-доцента Московского университета, а летом 1903 года — двухгодичную командировку в Германию и Францию. Приехав в Париж с марксистскими убеждениями, он уехал из него анархистом:

Неожиданно из каких-то неведомых глубин во мне родилась разом огромная, оформленная, просветляющая, единая мысль. С необыкновенной отчетливостью, побеждающей убедительностью — во мне проснулось чувство нового для меня мироощущения. Я дрожал, как струна. У меня не было с собою ни карандаша, ни записной книжки. Не помню — как дошел я или добежал до своего отеля и буквально влихорадке записал отдельными словами ход пришедших мыслей.
Со скамьи Люксембургского сада — я встал просветленным, страстным, непримиримым анархистом…

В 1906—1910 годах он руководил московским издательством «Логос». С апреля 1906 года выступал с лекциями об анархизме в Московском историческом музее, после чего стал подвергаться политическим преследованиям. В конце 1910 года был привлечён к судебной ответственности за выпуск ряда анархических изданий и собственной брошюры «Революционное миросозерцание», в связи с чем был вынужден бежать во Францию, где жил до конца 1913 года, читая лекции в Collège libre des sciences sociales и в эмигрантском рабочем университете. Вскоре жена Эмилия с дочерью Татьяной вернулись в Россию. Сам он вернулся в Россию только после амнистии, данной политэмигрантам по случаю 300-летия дома Романовых; занялся журналистикой: сотрудничал с газетой «Новь», с С. А. Соколовым-Кречетовым и журналом «Перевал».

В политику вернулся после Февральской революции 1917 года; был редактором журнала «Клич» (1917) и одним из лидеров Московского союза идейной пропаганды анархизма (1918).

В начале 1918 года был военным комиссаром при Главном военном санитарном управлении. С 1918 по 1923 читал ряд курсов в разных учебных заведениях Москвы. С 1919 года — профессор экономического отделения факультета общественных наук Московского университета. В 1921 году стал одним из учредителей Всероссийского комитета по увековечению памяти П. А. Кропоткина, с 1923 года работал в Кропоткинском музее в Москве. С 1924 года состоял экономистом-консультантом при Московской товарной бирже.

После 1921 года возобновились преследования Борового по политическим мотивам, и после 1925 года он был исключён из преподавательского состава. В 1929 году он был сослан в Вятку, а в 1932 году — во Владимир, где и умер от сердечного приступа.

Был дважды женат; 2-я жена — Эмилия Васильевна Шеляпина (урождённая Струве), сестра В. В. Струве.

Сочинения

  • «Революционное творчество и парламент» («Революционный синдикализм»). 1906—1907 (2-е изд. — М.: «Союз труда», 1917. - 84 с)
  • «Общественные идеалы современного человечества. Либерализм. Социализм. Анархизм.» (1906) (2-е изд. — М.: «Н.В. Петров», 1917. - 64 с.)
  • «Революционное миросозерцание» (1907)
  • «Популярный курс политической экономии» (1908)
  • «История личной свободы во Франции» (1910)
  • «История личной свободы во Франции. Ответ рецензентам» (1911).
  • К вопросу о парламентском кретинизме 1917
  • Анархистский манифест 1918
  • «Личность и общество в анархическом мировоззрении» (1921).
    • Личность и общество в анархистском мировоззрении. — Петербург-М.: Книгоиздательство «Голос Труда», 1920.— 104 с. (на сайте Руниверс в форматах DjVu и PDF)
  • Современное масонство на Западе. — М.: Задруга, 1922 (обл. 1923). — 55 с. — (Масонство в его прошлом и настоящем; Т. 3, Вып. 1)
  • «Миф о Бакунине » (1925).
  • Власть 1935