Краткая биография

Авраам бар-Хия Ганаси (или бен-Хия; ивр. ‏אברהם בר חייא‏‎; Abraham bar Hiyya Ha-Nasi), также Abraham Judaeus (с лат. — «Авраам Иудей») и Савасорда (лат. Savasorda; от сахиб аш-Шурта = начальник стражей; араб. صاحب الشرطة‎; Ṣāḥib al-Shurṭa; 1065, Барселона — 1136, Прованс), — еврейский математик, астроном и философ из Барселоны. Первый автор научных и философских книг на иврите; разработчик научной терминологии на иврите. Первым в Европе дал полное решение квадратного уравнения. Переводчик с арабского языка на латынь, способствовал ознакомлению Европы с достижениями мусульманской математики и астрономии.

Сын Хийи (Hiyya). Проживал в Барселоне в Каталонии, где занимал высокую полицейскую («шурта»; араб. شرطة‎) должность градоначальника (городского префекта) при мавританском правителе под арабским титулом ṣāḥib al-shurṭa (сахиб аль-Шурта; отсюда имя Савасорда, под которым он был известен в Западной Европе), по-латыни: Praefectus praetonanibus, отчего евреи прозвали его Ганаси («наси»; князь).

Как учёный, занимался высшей математикой и астрономией и пользовался в этих науках авторитетом у духовных лиц и учёных современников всех вероисповеданий.

В его книгах упоминается, что во Франции не знают наук, из-за чего он нашёл необходимым написать для них книги на иврите. Умер в Провансе (ныне южная Франция), на тот момент (1032—1246 годы) входившего в состав Священной Римской империи.

Труды

Первый автор научных и философских книг на иврите, в частности, разработал научную терминологию на иврите, которой пользовались в дальнейшем еврейские философы Средневековья, такие как Авраам ибн Эзра и Маймонид. Автор четырёх сочинений по астрономии и календарным вычислениям. Первый автор, описавший систему Птолемея на иврите. Осуждая суеверные обычаи, основанные на незнании астрономии и законов природы, сам был поклонником астрологии, — подобно рационалисту Аврааму ибн-Эзре. Также внёс вклад в теорию музыки.

Сочинения

  • «Основа мудрости и цитадель веры» (‏יסוד התבונה ומגדל האמונה‏‎) — энциклопедический трактат, посвящён арифметике, геометрии, оптике, астрономии и музыке. От него сохранились только небольшие фрагменты (коллекция манускриптов де Росси, № 1170; Берлинская, № 244; Мюнхенская, № 36; Бодлеянская, № 7).
  • «Трактат о геометрии» (‏חבור המשיחה והתשבורת‏‎; «Khibur ha-meshiha ve-ha-tishboret», «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»; букв. «Измерение объёмов и площадей»; «лат. Liber embadorum») возможно является частью предыдущего сочинения. Переведён на латинский язык современником автора, Платоном из Тиволи, и издан в подлиннике Штейншнейдером в сборниках общества «Mekize Nirdamim» (т. XI, 1895).
  • «Форма земли» или «Вид земли» (‏צורת הארץ‏‎; «Цурат Гаарец») — географический и астрономический трактат о небесных кругах и образовании Земли. В еврейском подлиннике с латинским переводом и с примечаниями Себаст. Мюнстера издан Освальдом Шрекенфуксом (Базель, 1546). В предисловии автор говорит о своём желании распространить научные знания среди евреев Франции, которым недоступны книги на арабском языке..
  • «Вычисление движения звёзд» (‏חשבון מהלכות הכוכבים‏‎) — продолжение предыдущего трактата; на манускрипте примечания Авраама Ибн-Эзры.
  • «Таблицы» (לוחות) — астрономические таблицы, именовавшиеся также «таблицами Албаттани», — автор следовал системе этого арабского астронома; их часто путали с однородными таблицами Ибн-Эзры.
  • «Книга интеркаляции» ([вставки дополнительных дат] для еврейского календаря; «ספר העבור») — о календарных вычислениях и високосных годах, напечатана с рукописи Филипповским в Лондоне, 1851.
  • «Размышления о душе» (‏הגיון הנפש‏‎) — книга по религиозной философии и этике, посвящена вопросам рационального обоснования моральной философии. Опубликована Фрейманом с биографией автора и исследованием С. И. Рапопорта (Лейпциг, 1860).
  • «Свиток открывающего», или «Свиток откровения» (‏מגילת המגלה‏‎), — философские размышления, а также вычисления прихода мессии на основании толкования Библии, особенно книги Даниила, а также астрологии. Мессия ожидался в 1358 году, в котором его ожидали и более поздние авторитетные авторы, такие как Леви Бен Гершом. Манускрипт хранится в Бодлианской библиотеке в Оксфорде; в печати книгу цитировали или упоминали И. Абрабанель в «Perusch ha-Thorah» (Bereschith) и некоторые другие.

Переводы

Совместно с Платоном из Тиволи в период 1134—1145 годов перевёл с арабского языка на латынь более десятка научных трактатов по математике и астрономии. Среди выполненных переводов — «Четырёхкнижие» Птолемея, «Сферика» Феодосия и трактат «О движении звёзд» ал-Баттани.

Математика

Оказал влияние на Фибоначчи. Одним из первых принёс в Европу достижения мусульманской математики — алгебры и тригонометрии. Сочинения Авраама переводились на латинский, пользовались влиянием и даже становились основными учебниками, особенно «лат. Liber embadorum» (перевод упомянутой выше «Хибур га-мешиха ве-га-тишборет»).

В трактате Авраама бар-Хия встречается новое доказательство связи между площадью круга S и длиной L окружности с радиусом R. Доказательство Авраама носит геометро-механический характер: круг разрезается на тонкие концентрические кольца, которые распрямляются в прямые отрезки и укладываются в треугольник, с основанием равным длине окружности, и высотой равной радиусу. Предполагается, что когда кольца достаточно тонкие, ошибка при их распрямлении пренебрежима. Доказательство, тем самым, неявно использует элементы работы с бесконечно малыми величинами. Это доказательство довольно часто цитируется ранними комментаторами Талмуда.

Философия

Философия Авраама бар-Хия является смесью неоплатонизма и аристотелизма, тем не менее, он утверждает, что философы истине научить не могут, а истинный источник знаний — Тора, из которой философы будто бы и черпали свои знания. Идеи Авраама бар-Хия оказали влияние на последующих авторов, в частности Нахманида и его последователей.

«Размышления о душе»

«Размышления о душе» (‏הגיון הנפש‏) — изложение нравственной философии в виде гомилий к отрывкам из книг пророков («Гафтара»; Haftaroth), читаемым в Йом-Киппур и «субботу покаяния». С жаром проповедника Авраам бар-Хия увещевает читателя вести жизнь чистую и благочестивую.

Творение и душа

Meтафизическую теорию он развивает только для обоснования своей морали. Она основана, как у Габироля, на идеях неоплатонизма. Материя, лишённая всякой реальности, нуждается в «форме», которая призвала бы её к бытию. Соединение материи и формы волей Бога, который переносит их из состояния потенциальности в состояние активности, и есть «творение».

И в материи, и в форме надо различать чистые и нечистые элементы. Есть очень высокие формы, не могущие соединяться с материей (ангелы и небесные существа); более грубые формы скорее тяготеют к материи.

Высший мир, озаряя лучами света низший, создаёт смесь материи с восприимчивой формой — первобытное tohu wabohu (хаос и пустыня; др.-евр. תוהו ובוהו; «tohu va-vohu», эти слова обычно переводятся как «безвидна и пуста» в Быт. 1:2); затем из чистой материи образуются небесные тела, а из нечистой — четыре земные стихии (земля, вода, огонь, воздух). Из этих двух комбинаций первая — постоянная, вторая — изменчивая. Но есть ещё третья комбинация: соединение формы с материей только на определённое время, по истечении которого форма отделяется и живёт в состоянии бестелесности; такова человеческая душа.

Мудрость направляет душу к высшему миру, к вечной чистой форме; глупость тянет её к нечистой материи низшего, преходящего мира — и в зависимости от этого каждая душа имеет свою судьбу.

Авраам бар-Хия развивает также иерархию форм (4): самодостаточная, неразрывно связанная с материей, перемещающаяся от материи к материи и временно прикреплённая к телу. Последний вид материи и есть человеческая душа, которая возвращается после смерти в мир ангелов, один из миров света. Всего таких миров пять, и они имеют соответствие уровням пророчества, a земная история соответствует развитию души.

Души принадлежат одному из четырёх классов:

  • мудрые и праведные души попадают в высший мир и навеки соединяются с чистой формой;
  • мудрые и неправедные души попадают в сферу жара;
  • праведные, но невежественные души подвергаются реинкарнации;
  • неправедные и невежественные души бесследно исчезают после смерти.

Человек и Израиль

Бар-Хия утверждает, что человеку назначена Богом вечная жизнь, подобно ангелам, и дана власть над всеми земными тварями; и в той мере, в какой человек исполняет своё назначение или отступает от него, он поднимается на высшую ступень или опускается на низшую, ко всем земным тварям. Авраам бар-Хия повторяет мысль Аристотеля («Этика», VII, 11): «Гораздо выше стоит тот, кто успел приучить себя пренебрегать земными страстями и жаждет только служить и поклоняться Всевышнему, чем тот, кто ещё должен бороться с похотями плоти, хотя он наконец и преодолеет их». Ибо — говорит он словами Платона («Федон») — душа в этом мире плоти находится как бы в тюрьме; животная душа жаждет земных утех и испытывает боль от их лишения. Однако только чувственные натуры нуждаются в истязании плоти ради освобождения души от оков; истинно благочестивый человек не нуждается в посте или других формах аскетизма, кроме предписанных законом.

Подобно тому как человек был выделен из всех земных тварей в качестве служителя Бога, так и израильский народ выделен из всех других народов. Три термина, которыми обозначено в книге Бытия сотворение человека, употреблены также для обозначения образования Израиля (bara=сотворил, jazar=образовал, asah=устроил; см. Ис. 43:7: синодальный перевод «… кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил»).

Человек занимает четвёртую ступень иерархии , а ещё выше, на пятой ступени, стоит народ Израиля, история которого и есть главная часть человеческой истории, что позднее утверждал и Иехуда Галеви. По Аврааму бар-Хия, всё остальное человечество тоже может встать на эту ступень, если обратится к истине.

Благочестивые люди и законы Торы

Подобно Бахии, Авраам бар-Хия различает три разряда благочестивых людей:

  • 1) те, которые ведут жизнь, далекую от мирских сует и посвящают себя только Богу; их очень мало, но они стоят высоко над миром;
  • 2) те, которые принимают участие в мирских делах, но в своей жизни руководятся только божественными законами и совершенно не вмешиваются в поведение прочих людей; это — «святая, правоверная община»;
  • 3) те, которые ведут праведную жизнь, но заботятся также о том, чтобы пороки людей, стоящих вне их круга, были наказываемы, а добродетель поощрялась; это — «царство справедливости».

Соответственно этим трём разрядам служителей Бога законы Торы также разделяются им на три группы:

  • а) Декалог (десять заповедей), содержащий основные законы и приспособленный к людям высшего порядка, которые, подобно Моисею, видят цель жизни только в служении Богу; эти заповеди обращены к индивиду, определяя его отношения к Богу, семье и обществу;
  • b) группа законов, содержащихся во второй, третьей и четвертой книгах Торы и регулирующих жизнь израильтян как святой общины, управляемой Богом (теократия) и еще не организовавшейся в светское, военное государство;
  • c) законодательство Второзакония, предназначенное для народа, живущего в земледельческом государстве и осуществляющем «царство справедливости».

Однако в мессианские времена, когда злой дух исчезнет, когда чувственный человек превратится в духовного, когда страсти, порождающие ненависть и злобу между людьми, уступят место любви и богопослушанию, тогда останутся лишь заповеди Декалога, начертанные в сердцах людей. Тогда люди последних двух разрядов перейдут в первый разряд, и в мире утвердится только царство святых, божьих людей.

Астрология

В «Свитке откровения» вычислил точный срок пришествия Мессии — в 5118 году от сотворения мира (1358). Он вычислял также астрологически время падения ислама.