Краткая биография

Евге́ний Петро́вич Госла́вский (30 апреля 1861, село Остро-Пластиково Рязанской губернии — 15 декабря 1917, Старая Майна) — русский писатель и драматург. Брат художника П. П. Гославского и критика В. П. Гославского, отец актрисы С. Е. Гославской. Член Общества любителей российской словесности, Общества русских драматических писателей и оперных композиторов, литературного кружка «Среда». Действительный статский советник.

Родился в семье П. В. Гославского — потомственного дворянина, кавалера ордена Святого Станислава II степени с императорской короной, действительного статского советника. Приходился братом художнику П. П. Гославскому и критику В. П. Гославскому. Дети: Александр — офицер Белой армии; Сергей — юрист, чиновник Правительства Колчака; Софья — актриса театра и немого кино.

Детство и юность провел преимущественно в селе Остро-Пластиково Сапожковского уезда Рязанской губернии. С 1884 года работал учителем в тамошней сельской школе, которая была построена и открыта И. В. Вернадским (отцом В. И. Вернадского и свояком С. Н. Гославской — матери Евгения Петровича), а после его смерти, в 1885—1894 годах, содержалась главным образом на средства П. В. Гославского. В 1886 году женился на А. В. Карк — немке по происхождению, отец которой, Вильгельм Карк, жил в России и служил гардеробмейстером при дворе Александра III. Начиная с этого времени, Гославский попеременно жил в своём имении близ села Остро-Пластиково, в Санкт-Петербурге и в Москве (по адресам: Трубниковский переулок, дом 11; Большая Молчановка, дом 11). Незадолго до смерти литератор получил по наследству имение в местечке Старая Майна и переехал туда на постоянное жительство. «Там он жил настоящим затворником, — вспоминал И. А. Белоусов, — по целым месяцам не выходил из своей комнаты, стены которой были увешаны планами и проектами новых рассказов».

Умер 2 (15) декабря 1917 года.

Литературная деятельность

Принц Александр Петрович Ольденбургский, по заказу которого Гославский написал пьесу «Пар» (эскиз И.Е.Репина к картине «Торжественное заседание Государственного совета»).Принц Александр Петрович Ольденбургский, по заказу которого Гославский написал пьесу «Пар» (эскиз И. Е. Репина к картине «Торжественное заседание Государственного совета»).

Е. П. Гославский начал литературную деятельность в 1882 году, однако стал публиковаться лишь с конца 1880-х. Сотрудничал с журналами «Шут», «Стрекоза», «Наблюдатель», «Артист» (именно здесь увидели свет многие рассказы Гославского, а также его пьесы «Расплата (Эгоисты)» и «В разлуке»), «Русская мысль», «Театрал», «Детский отдых», «Детское чтение», «Детский друг» и др.. Проявлял большой интерес к русскому фольклору, отразившийся во многих произведениях (пьеса «Разрыв-трава» и др.). Записал ряд народных песен.

Гославский получил наибольшее признание как драматург. Его перу принадлежат пьесы: «Богатей (Кротость — что белая зорька)» (1891), «Не всякому, как Якову» (1891), «Расплата (Эгоисты)» (1893, Грибоедовская премия), «В разлуке» (1894), «Метель» (1894), «Подорожник» (1897), «Иванушка и журавль» (1898), «Разрыв-трава» (1901), «Свободный художник» (1903), «Шоверша» (1904) и др. В этих произведениях нашли отражение социальные процессы 1890-х годов: разорение «дворянских гнёзд», капитализация деревни, расслоение крестьянства. Перу Гославского также принадлежит пьеса «Пар» (1899), написанная по заказу принца Ольденбургского и посвящённая созданию первой в России паровой машины.

Многие из перечисленных пьес шли на сценах столичных театров, в том числе Малого («Расплата», «В разлуке») и Нового. В отдельных постановках принимали участие такие выдающиеся мастера сцены как М. Н. Ермолова (первая исполнительница роли Берты Рейман в «Расплате»), Е. Д. Турчанинова (первая исполнительница роли Дуньки в комедии «В разлуке», роли Милитрисы в фантастической сказке «Разрыв-трава») и др. Комедия «В разлуке» получила очень высокую оценку А. П. Чехова, который писал её автору: «Я давно уже не читал таких хороших пьес. <…> Её литературные достоинства до такой степени привлекательны, что я, не задумываясь, причислил её к разряду наших лучших пьес из народного быта, и вот, как видите, не удержался и пишу Вам. Люди живые, написаны просто и ярко. <…> Язык великолепен. Чувство меры и такт образцовые. <…> От души желаю Вам всего хорошего, а главное — успеха и полного расцвета. Желаю искренно, как искренно верю, что у Вас настоящий драматический талант». Примечательна судьба пьесы «Иванушка и журавль», созданной по мотивам русских народных сказок. Неоднократно издававшаяся при жизни автора, она не была забыта и в последующие десятилетия: в 1920 году Театральный отдел Наркомпроса включил «Иванушку и журавля» в перечень пьес, рекомендуемых для постановки в детских театрах, а в 1999 году «Иванушка…» увидел свет рампы в рамках I Всероссийского фестиваля школьных театров «Русская драма». Этот спектакль был очень тепло встречен и публикой, и столичными обозревателями. Так, издаваемый Московской духовной академией журнал «Встреча» писал: «„Иванушка и журавль“ дарит зрителю солнечную радость. Незамысловатая драматургия, простая наивная сказка… <…> Отрадно, что на школьную сцену возвращается русская классика, проникнутая духовностью и нравственностью».

Гославский приобрёл известность и как автор многочисленных рассказов. Их подробному анализу посвящена статья В. М. Шулятикова «Рассказы Евг. Гославского», которая является рецензией на сборник «Путём-дорогою» (1902). Как отметил критик, Гославский обращался в своей малой прозе, как правило, к описанию быта крестьянства («Соперница», «Яблоки»), «быта сельских учителей, их положения среди провинциальной аристократии» («Невзначай»), «их отношения к учебному начальству» («Заяц»). Уделявший большое внимание внутреннему миру своих героев, писатель с большим мастерством изображал патологические состояния психики. В этом плане представляет особенный интерес сюжет «Зайца», посвящённого «описанию последовательного развития психического недуга». Главный герой рассказа, учитель Терентий Захарович Машин, был поставлен рецензентом в один ряд с Васей Шумковым из повести Ф. М. Достоевского «Слабое сердце». В целом, по мнению Шулятикова, проза Гославского отмечена «печатью несомненного таланта, таланта глубоко реалистического».

Статью Шулятикова частично дополняет рецензия М. А. Протопопова, появившаяся в журнале «Русская мысль» (1903, № 3). Автор этой рецензии отметил, что «холодная отвлечённая правда изображаемого факта» всегда согрета у Гославского «теплотой субъективного чувства», и подчеркнул «сдержанную, благоприличную литературную манеру», лишённую «нарочитых эксцентричностей» и «ухарства». Не менее благожелательные отзывы Гославский получал от Протопопова и в личной переписке: «В письме „избранником“ называет», — сообщил Евгений Петрович Чехову 4 января 1903 г. Таким образом, оба критика сошлись в симпатиях к творчеству Гославского, что особенно показательно, если учесть их принадлежность к противоположным лагерям общественной мысли: Шулятиков был марксистом, а Протопопов относился к народникам.

Взаимоотношения с деятелями культуры

Некоторые члены кружка «Среда». В верхнем ряду (слева направо): С.Г.Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е.Н.Чириков. Внизу: Максим Горький, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин, Н.Д.Телешов. Фото 1902 года.Некоторые члены кружка «Среда». В верхнем ряду (слева направо): С. Г. Скиталец (Петров), Ф. И. Шаляпин, Е. Н. Чириков. Внизу: Максим Горький, Л. Н. Андреев, И. А. Бунин, Н. Д. Телешов. Фото 1902 года.

Е. П. Гославский состоял в дружеских отношениях со многими деятелями русской культуры конца XIX — начала XX века. Он был одним из старейших членов литературного кружка «Среда», куда также входили И. А. Бунин, Ю. А. Бунин, Максим Горький, Л. Н. Андреев, А. И. Куприн, Н. Д. Телешов, В. В. Вересаев и др. Леонид Андреев выбрал рассказ Гославского «Радетель» для рождественского номера газеты «Курьер» 25 декабря 1901 года наряду с произведениями других участников литературных «Сред» — И. А. Бунина, С. Г. Скитальца, Н. Д. Телешова, Е. Н. Чирикова. Отдельные встречи участников этого кружка прошли в квартире Гославского на Большой Молчановке.

Особое место в биографии Гославского занимает период общения с А. П. Чеховым. Их знакомство состоялось в 1880 году, однако материалы переписки не сохранились в полном объёме: уцелел лишь корпус писем, относящихся к 1892—1903 годам. Великий русский писатель высоко ценил Гославского как человека и как творческую личность, давал ему многочисленные практические советы. Поддержка со стороны Чехова была очень важна для Евгения Петровича: именно она, в частности, помогла ему выйти весной 1899 года из творческого кризиса, когда Гославский, по собственному признанию, уже собирался «махнуть рукой на своё писанье».

В круг знакомых Гославского входили и многие другие деятели искусства: Е. Д. Турчанинова, Т. Л. Щепкина-Куперник, С. П. Кувшинникова, А. И. Сумбатов-Южин, Вл. И. Немирович-Данченко, А. П. Ленский (Гославский посвятил ему драму «Расплата (Эгоисты)») и др. Творческие союзы связывали Гославского с А. Ф. Гельцером (автором декораций к премьерной постановке комедии «В разлуке»), К. Ф. Вальцем (одним из авторов декораций к премьерной постановке «Разрыв-травы»). Часть архива Гославского, которая хранится в РГАЛИ, включает письма от А. В. Амфитеатрова, П. П. Гнедича, В. С. Калинникова, В. Г. Короленко, Ф. А. Корша, А. Н. Плещеева, К. С. Станиславского. Есть основания предполагать, что Гославский был знаком и с Ф. И. Шаляпиным, который зимой 1902—1903 годов посетил отдельные встречи членов «Среды».

Образ Гославского в искусстве

В 1892 году на страницах журнала «Север» был опубликован рассказ А. П. Чехова «Попрыгунья», в первой главе которого упоминается «молодой, но уже известный» литератор, «писавший повести, пьесы и рассказы». По мнению как первых читателей рассказа, так и исследователей, его прототипом следует считать Евгения Петровича Гославского. Кроме того, писатель и драматург неоднократно появлялся на страницах мемуарной литературы: сведения о его жизни и творчестве можно почерпнуть из «Записок киноактрисы» С. Е. Гославской, «Бесед с памятью» В. Н. Муромцевой-Буниной, воспоминаний И. А. Белоусова, В. В. Вересаева, Б. К. Зайцева. Отдельные упоминания о Гославском имеются в «Записках писателя» Н. Д. Телешова. Существует и портрет Евгения Петровича, написанный в первой четверти XX века художником В. И. Россинским.