Краткая биография

Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (3 января 1744, Переволочна, Киевская губерния — 18 января 1803, Курск) — русский поэт, переводчик, государственный служащий. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» — вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

И. Ф. Богданович в старостиИ. Ф. Богданович в старости

Ипполит Богданович родился 3 января 1744 года в местечке Переволочна, в семье бедного мелкопоместного дворянина. Получил домашнее образование. В 1754 приехал в Москву, был принят юнкером в Юстиц-коллегию и одновременно учеником математической школы при Сенатской конторе. В 1757 обратился к М. М. Хераскову с просьбой о приёме в театральную труппу при Московском университете. Херасков отказал Богдановичу в этой просьбе, но записал его в университетскую гимназию и поселил в своём доме. В 1761 Богданович был переведён в университет, где учился вместе с С. Г. Домашневым, Д. И. Фонвизиным, Я. И. Булгаковым. В том же году принят на службу в университет «к надзиранию за классами» (до мая 1763).

В 1762 году переведён в комиссию о строении триумфальных ворот, для которых сочинял надписи. В 1763 году прикомандирован в штат известного военного деятеля графа П. И. Панина.

В 1764 году Богданович начал службу в Иностранной коллегии и с 1766 по 1769 являлся секретарём русского посольства при Саксонском дворе.

Масон, в 1774 году обрядоначальник петербургской ложи Девяти муз.

В 1779 году был переведён «за ненадобностью» в департамент герольдии без жалования, в 1780 — в государственный архив.

С 1783 года Богданович — член Российской академии. С 1788 по 1795 год — председатель государственного архива. После увольнения со службы — оставил Петербург.

В 1795 годe вышел в отставку. В 1798 переехал в Курск, где и провёл последние годы жизни.

Скончался 6 января 1803 года в Курске; похоронен на Херсонском кладбище города Курска. В 1834 году на его могиле был установлен памятник, изображавший Психею, в 1894 году возобновлён на средства жителей Курска, могила сохранилась.

Творчество

Писать стихи начал в детстве и уже 14 лет печатал их благодаря М. М. Хераскову и И. И. Мелиссино. В 1763 году он познакомился с графиней Екатериной Дашковой и принимал участие в журналах, выходивших при её участии, выступал как издатель журнала «Невинное упражнение» (1763).

Около 1775 года сочинил вольную повесть в стихах «Душенька», подражая Лафонтену, заимствовавшему свой сюжет из Апулея («Любовь Психеи и Купидона» (1669). «Душенька» была напечатана в первый раз в 1783 году в Петербурге, до 1841 года выдержала 15 изданий; последнее — в 1887 году А. С. Сувориным в «Дешёвой библиотеке». Сочинение это доставило Богдановичу известность и обратило на него внимание Екатерины II. По её поручению он написал для Эрмитажного театра «Радость Душеньки» (1786), «Славяне» (1787) — пьесы, не имевшие успеха.

С сентября 1775 года он издавал «С.-Петербургский вестник», а в 1775—1782 годах редактировал «СПб. ведомости». Кроме того, он написал:

  • «Сугубое блаженство» (поэма СПб., 1765);
  • «Добромысл», (др. повесть в стихах. М., 1805);
  • «Блаженство народов» (поэма, М. 1810);
  • «Берег» (СПб., 1812);
  • «Русские пословицы» (3 ч. СПб., 1785; здесь народные пословицы переделаны в двустишия);
  • «Лира, или собрание разных сочинений» (СПб., 1773).

Подобно многим своим современникам-поэтам, Богданович активно занимался переложением псалмов:

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

и т. д.

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., 1777)

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771—75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).

Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809—1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. — М. 1818—1819 г., 4 ч.; 3-е — Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века, занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернитьГде Душенька одна всё может заменить?

— говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

По оценке А. С. Пушкина, «в „Душеньке“ Богдановича встречаются стихи и целые страницы, достойные Лафонтена».