Краткая биография

Ка́рлос Астра́да (26 февраля 1894 года — 23 декабря 1970 года) — аргентинский философ.

Астрада родился в Кордове. Он закончил учебу в средней школе в Национальном колледже Монсеррат в Кордове, затем получил высшее юридическое образование в Национальном университете Кордовы. За эссе 1926 года «Эпистемологическая проблема философии» заработал стипендию в Германии. В течение четырёх лет Астрада учился в университетах Кёльна, Бонна и Фрайбурга под руководством Макса Шелера, Эдмунда Гуссерля, Мартина Хайдеггера и Оскара Беккера.

Когда он вернулся в Аргентину из Германии, Астрада был назначен главой публикаций и конференций в Социальном институте Национального университета «Дель — Литораль» (1933—1934). Там он начал обширную карьеру в различных академических функциях страны: он был адъюнкт-профессором «Истории современной и современной философии» в Школе философии и письма в Университете Буэнос-Айреса (1936—1947); профессором этики в Школе науки и гуманитарных наук в образовании в Университете Ла-Платы в Ла-Плате (1937—1947); профессором философии в Национальном колледже Буэнос-Айреса (1939—1949); профессором номологии и метафизики в Школе философии и письма в Университете Буэнос-Айреса (1947—1956); директором Института философии Университета Буэнос-Айреса (1948—1956) и другие должности. Был уволен из университетов после ниспровержения Хуана Доминго Перона, режим которого (и перонизм) он, по собственным словам, «как хороший диалектик, признавал и критиковал одновременно».

Изначально поддерживал многие идеи экзистенциализма, однако впоследствии выступал с его критикой. Среди прочего, Астрада принимал в учении Хайдеггера то, что связано с существованием единичного человека (Dasein), но выступал против «абсолютного и абсолютно трансцендентного», «над-временного» понимания бытия. Согласно Астраде, у Хайдеггера «трудно увидеть возможность исторической реализации человека», поскольку «такой гуманизм заключает в себе его отчуждение в предполагаемой истине бытия», поэтому для аргентинского философа ближе казался «практический», «реальный и конкретный» гуманизм Маркса, рассматривающий человека как «историческое существо, живущее в обществе, обусловленное во времени и пространстве экономическими отношениями».

Проявляя растущий интерес к марксизму, в 1956 году издал книгу «Гегель и диалектика» (из-за содержащейся в ней критики теории отражения у него случилась полемика с Эрнесто Джудиси из Компартии Аргентины), а затем отправился в Москву, где прочёл ряд лекций, защитил докторскую диссертацию «Будущее диалектики» в Институте философии АН СССР и полемизировал с философами Академии наук, которых обвинял в отказе от Гегеля и, следовательно, диалектики.

Затем он посетил Германскую Демократическую Республику, где встретился с Эрнстом Блохом. После своего возвращения из-за советского вторжения в Венгрию разочаровался в так называемом «реальном социализме». В 1957 году он опубликовал «Марксизм и эсхатологии» (переиздание 1969), а в следующем году — «Маркс и Гегель: Труд и отчуждение в „Феноменологии“ и в „Рукописях“» (переиздание 1965). Другие его важные труды: «Феноменологический идеализм и экзистенциальная метафизика» (1936), «Судьба свободы» (1951), «Экзистенциалистская революция» (1952), «Двойной лик диалектики» (1962), «Миф гаучо» (1964).

Карлос Астрада умер в Буэнос-Айресе в 1970 году.