Краткая биография

Пётр Евге́ньевич Аста́фьев (1846 — 1893) — русский философ, психолог и публицист.

Пётр Астафьев родился в деревне Евгеньевка Острогожского уезда Воронежской губернии в дворянской семье Астафьевых — сын богатого помещика, отставного прапорщика. Образование получал в Воронежской гимназии (1863—1864) и на юридическом факультете Московского университета (1864—1868). В 1870 году стал стипендиатом для подготовки к профессорскому званию при Демидовском юридическом лицее, преподавал там в 1872—1875 годах историю философии права, в это время опубликовал свою первую книгу, основанную на вступительной лекции по философии права «Монизм или дуализм?» (Понятие и жизнь).

В 1876—1878 годах печатался в «Русской газете». Затем уехал в Подольскую губернию, где в течение трёх лет служил мировым посредником.

Публиковавшиеся в газете «Киевлянин» «Очерки экономической жизни Подольской губернии», написанные П. Е. Астафьевым в этот период, были замечены М. Н. Катковым, который в 1881 году пригласил Астафьева занять место заведующего университетским отделением Лицея в память Цесаревича Николая. Заняв в лицее кафедру философии, он читал лекции по гносеологии, истории философии, логике, психологии и этике. Преподавание в лицее совмещал с работой в Московском цензурном комитете, членом которого состоял с 1885 по 1890 годы.

В 1890 году Астафьев прекратил работу в лицее и в цензурном комитете, и стал приват-доцентом философии Московского университета. К этому времени относится издание многих его произведений, начиная с книги «Психологический мир женщины, его особенности, превосходство и недостатки». Темой женской психологии Астафьев занимался на протяжении всей жизни. В 1890 году он вступил в полемику по национальному вопросу, основными участниками которой являлись В. С. Соловьёв и Н. Я. Данилевский. Вскоре вышла книга Астафьева «Национальность и общечеловеческие задачи», в которой он отстаивал идеи народности. В работах Астафьева повсеместно проявлялся искренний патриотизм и любовь к русскому народу. Он считал, что «русский народ всего лучше послужит общечеловеческим задачам, оставаясь верен своему духу и характеру». Критикуя космополитические идеи Соловьёва и его единомышленников, Астафьев стремился фундаментально обосновать уваровскую формулу «Православие, самодержавие, народность».

К концу жизни Астафьев добился разрешения на издание своего журнала «Итоги», но не успел начать его выпуск: скончался в Санкт-Петербурге от кровоизлияния в мозг 7 апреля 1893 года.

Труды

  • От Острогожска до Ивановки // Воронежские губернские ведомости. 1864. 27 июня.
  • Монизм или дуализм? Понятие и жизнь. Ярославль, 1873.
  • Последнее десятилетие экономической жизни Подольской губернии // Сборник Подольского статистического комитета за 1880 год. Киев, 1880. Вып. 1.
  • Очерки экономической жизни Подольской губернии // Киевлянин. 1880. № 184, 185, 190, 191, 205, 211.
  • Психический мир женщины, его особенности, превосходства и недостатки. М., 1881.
  • Понятие психического ритма, как научное основание психологии полов. М., 1882. .
  • Симптомы и причины современного настроения. М., 1885.
  • Смысл истории и идеалы прогресса // Чтения Общества любителей духовного просвещения. 1885. № 7-8.
  • Смысл истории и идеалы прогресса. М., 1885. (М.: 2-е изд., 1886).
  • Страдание и наслаждение жизни. Вып. 1 (Вопрос пессимизма и оптимизма). СПб., 1885.
  • Чувство, как нравственное начало. М., 1886.
  • Евгений Петрович Астафьев (+1872 г.) // Медицинская беседа. Воронеж, 1887. Т. 1. № 14. 25 октября. С. 354—358.
  • По поводу юбилея Аполлона Майкова // Московские ведомости. 1888. 30 апреля.
  • Старое недоразумение // Русское дело. 1888. № 43.
  • Старое недоразумение. М., 1888.
  • Новый труд профессора Козлова // Московские ведомости. 1888. № 278.
  • Состязание слов с понятиями. М., 1889.
  • К вопросу о свободе воли // О свободе воли. Опыты постановки и решения вопроса. Рефераты и статьи членов Психологического общества. Труды Московского Психологического общества. М., 1889. Вып. III
  • Предисловие и примечания // Рише Ш. Опыт общей психологии. М., 1889.
  • Итог новой психологии (рец.: М. Остроумов. О физиологическом методе в психологии. Харьков, 1888) // Московские ведомости. 1889. № 204.
  • «Своё Слово», журнал проф. А. А. Козлова // Русское обозрение. 1890. № 1.
  • Национальное самосознание и общечеловеческие задачи // Русское обозрение. 1890. № 3.
  • Национальность и общечеловеческие задачи. М., 1890.
  • Гипнотизм как психологическая задача // Русское обозрение. 1890. № 9.
  • Нравственное учение гр. Л. Н. Толстого и его новейшие критики // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 4.
  • «Своё Слово» (философско-литературный сборник) проф. А. А. Козлова. Киев, 1890 г., № 3 // Вопросы философии и психологии. 1890. Кн. 5.
  • Объяснение с К. Н. Леонтьевым // Московские ведомости. 1890. 29 июня.
  • Вероучение или рационализм в учении гр. Л. Н. Толстого // Московские ведомости. 1890. 18 октября.
  • Религиозное «обновление» наших дней. М., 1891.
  • Из итогов века. М., 1891.
  • Родовой грех философии // Русское обозрение. 1892. № 11.
  • Наше знание о себе // Русское обозрение. 1892. № 12.
  • Перерождение слова // Русские ведомости. 1892. № 11—12.
  • Общественное благо в роли верховного начала нравственной жизни. М., 1892.
  • Воля в знании и воля в вере. Часть I // Вопросы философии и психологии. 1892. Кн. 13.
  • Воля в знании и воля в вере. Часть II // Вопросы философии и психологии. 1892. Кн. 14.
  • Генезис нравственного идеала декадента // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 16.
  • Последние тени прошлого // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. 19.
  • Вера и знание в единстве мировоззрения. («Опыт начал критической монадологии»). М., 1893.
  • Урок эстетики: памяти А. А. Фета. М., 1893.
  • Опыт о свободе воли: Из посмертных рукописей. М., 1897.
  • Еврейство и Россия (письма).