Краткая биография

Раймон Клод Фердинанд Арон (фр. Raymond Claude Ferdinand Aron [ʁɛmɔ̃ aʁɔ̃]; 14 марта 1905 года, Рамбервиллер — 17 октября 1983 года, Париж) — французский философ, политолог, социолог и публицист. Один из основоположников критической философии истории (гносеологического направления в философии истории, выступившего против позитивистской интерпретации истории). Выступал за деидеологизацию науки и глобализацию, сторонник теории индустриального общества. Способствовал рецепции во Франции немецкой социологии, в частности идей Макса Вебера. Автор более тридцати книг. Политический обозреватель газеты «Фигаро». Либерал. Считал, что государство обязано создавать законы, обеспечивающие свободу, плюрализм и равенство гражданам, а также обеспечить их выполнение.

Лауреат Премии Алексиса Токвиля за гуманизм (1979). Лауреат Премии Эразма Роттердамского (1983).

Родился в лотарингском городке Рамбервиллер в еврейской семье. Его отец, Гюстав Эмиль Арон (1870—1935), был профессором юриспруденции; мать — Сюзан Леви (1877—1940). Семья матери вела своё происхождение из Эльзаса. С 1924 по 1928 год учился в Высшей нормальной школе — вместе с Жан-Поль Сартром и Полем Низаном.

Окончив школу, отправился в Германию. В 1930 году читает лекции в Кельнском, а в 1931-1933 годах в Берлинском университетах. В 1933-1934 годах преподаёт в Университете Гавра, с 1934 по 1939 год работает в Париже секретарём Центра общественной документации Высшей нормальной школы, одновременно с 1935 по 1939 год преподаватель Нормальной школы в Сен-Клу.В 1938 году защищает две диссертации: «Введение в философию истории» и «Критическая философия истории».В 1939 году, за несколько недель до начала Второй мировой войны, преподаёт социальную философию в Тулузском университете.

Оставив университет отправился в армию и сражался в рядах военно-воздушных сил Франции. После оккупации Франции нацистами перебирается в Лондон, где присоединяется к патриотическому французскому движению «Сражающаяся Франция», которым руководил Шарль де Голль, и принимает участие в редактировании журнала «Свободная Франция» (фр. France Libre). После освобождения страны возвращается во Францию преподавать социологию в Национальной школе администрации и Парижском институте политических исследований.

В 1947-1977 годах политический обозреватель газеты «Фигаро». В 1957-1968 годах преподаёт в Сорбонне, возглавляет кафедру социологии. В 1968-1970 годах профессор в Школе высших социальных исследований. С 1970 года до смерти заведует кафедрой социологии в Коллеж де Франс. В конце 1970-х начинает сотрудничать с журналом «Экспресс» (фр. L'Express), где ведёт политическую колонку, и в 1981 году становится президентом редакционного комитета журнала. В 1978 году создаёт журнал «Коммантер» и становится его главным редактором.

Арон входил в состав Экономического и социального совета Четвертой и Пятой французских республик. Член Академии моральных и политических наук (1963), иностранный почётный член американской Академии искусств и наук (1960), член-корреспондент Британской академии (1970). С 1962 года вице-президент Международной социологической ассоциации. Почётный доктор Гарвардского, Базельского, Брюссельского университетов.

Скончался от сердечного приступа. Похоронен на кладбище Монпарнас.

Семья

Дочь — политолог и социолог Доминик Шнаппер.

Идейные позиции

В молодости Арон, по собственным утверждениям, принадлежал к «левым», но с началом Холодной войны перешёл на позиции классического либерализма. Активно критиковал марксизм, а также экзистенциализм Ж. П. Сартра — друга студенческих лет Арона. В послевоенные годы Арон был убежденным антикоммунистом и сторонником укрепления НАТО. Он отрицал какую бы то ни было историческую необходимость, толкающую к конвергенции капитализма и социализма. Один из создателей теории единого индустриального общества, в которой, в отличие от теории конвергенции, утверждалось, что социализм будет поглощён капитализмом, и концепции деидеологизации, в которой наука выступает как альтернатива партийным идеологиям, имеющая цель изучать «то, что есть в действительности».

В книге «Опиум интеллектуалов» Арон излагает свои размышления о том, почему интеллигенция на Западе тяготеет к марксизму и советской системе. По мнению автора, со временем интеллектуалы разочаруются в марксизме, осознав всю недемократичность советского строя.

В книге «Демократия и тоталитаризм» проведены параллели между нацизмом и коммунизмом.

Осудил левое студенческое движение 1968 года, но при этом тоже был противником колониализма и политики Шарля де Голля. В поздние годы сосредоточился на политических, экономических и международных проблемах, став одним из ведущих политических публицистов Франции.

Взгляды Арона вызывали неприятие со стороны левых интеллектуалов.

Работы

  • Опиум интеллектуалов = L’Opium des intellectuels. (1955). — М.: АСТ, 2015. — 480 с.
    • Опиум интеллектуалов // Логос. 2005. № 6. С. 182—205. (Отрывок из книги)
  • Демократия и тоталитаризм = Démocratie et totalitarisme. (1963) / Перевод с французского Г.И.Семенова. — М.: Текст, 1993.
  • Этапы развития социологической мысли = Les Étapes de la pensée sociologique. (1967) / общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Политика», 1992. — 608 с.
  • Воображаемые марксизмы = Marxismes imaginaires. — М.: Либроком, 2012. — 384 с.
  • Мемуары. 50 лет размышлений о политике = Memoires. 50 ans de reflexion politique. — М.: Ладомир, 2002. — 873 с.
  • «Критическая философия истории» (La philosophie critique de l’histoire, 1935).
  • «Введение в философию истории» (Introduction a la philosophie de l’histoire, 1938).
  • «Непрерывная война» (Les Guerres en chaîne, 1951).
  • «Мир и война между народами» (Paix et guerre entre les nations, 1962).
  • «Великий спор» (Le Grand Débat, 1963).
  • «Неуловимая революция» (La révolution introuvable, 1968)
  • «Имперская республика: роль США в мире» (République impériale: Les Etats-Unis dans le monde, 1945—1972, 1973).
  • «Философ войны — Клаузевиц» (Penser la guerre, Clausewitz, 1976).