Краткая биография

Вале́рий Па́влович Чка́лов (2 февраля 1904, Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя (ныне — Чкаловск, Городской округ город Чкаловск, Нижегородская область, Россия) — 15 декабря 1938, Москва, РСФСР, СССР) — советский лётчик-испытатель, комбриг (1938), Герой Советского Союза (1936).

Командир экипажа самолёта, совершившего в 1937 году первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон).

Валерий Павлович Чкалов родился 20 января (2 февраля) 1904 года в селе Василёво Нижегородской губернии (ныне город Чкаловск). Русский. Отец, Павел Григорьевич Чкалов — котельщик Василёвских казённых мастерских. Мать, Ирина Ивановна Чкалова — домохозяйка, умерла в 1910 году, когда Валерию было 6 лет.

В семь лет Валерий пошёл учиться в василёвскую начальную школу. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище (ныне БОУ СПО ВО «Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова»). Однако из-за материальных трудностей и нехватки преподавателей в 1918 году училище было закрыто. Валерий вернулся домой и стал работать с отцом подручным молотобойца, а с началом навигации, кочегаром на землечерпалке «Волжская-1» и пароходе «Баян».

Чкаловская лестница в Нижнем НовгородеЧкаловская лестница в Нижнем Новгороде

Начало службы в авиации

В 1919 году Валерий Чкалов впервые увидел самолёт и, загоревшись мечтой об авиации, уехал в Нижний Новгород, где встретил односельчанина Владимира Фролищева, который работал бригадиром по сборке самолётов в 4-м Канавинском авиационном парке. По его совету Валерий в возрасте 15 лет вступил добровольцем в ряды Красной Армии и начал работать учеником слесаря-сборщика самолётов.

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС. После её окончания в 1922 году он был направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, где совершил свой первый самостоятельный полёт на самолёте Avro 504. По окончании училища, в 1923—1924 годах, в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков, он прошёл обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, где осваивал боевые самолёты (истребители Martinsyde и Junkers). Затем учился в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

Инструктор А. И. Жуков дал следующую характеристику Чкалову:

«Закончил обучение с аттестацией „очень хорошо“. Как лётчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось…»

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова (Комендантский аэродром). За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полёт совершил лётчик Евгений Иванович Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом на один год лишения свободы за драку в пьяном виде. Затем срок был снижен до 6 месяцев.

В 1926 году 1-я Краснознамённая истребительная авиационная эскадрилья перебазируется с Комендантского аэродрома на аэродром Троцка (сегодня — Гатчина), где Чкалов служит с 1926 по 1928 год.

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, а его жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР на один год лишения свободы, а также был уволен из Красной Армии. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова, менее чем через месяц наказание было заменено на условное, и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

Лётно-испытательная работа

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

В 1932 году НИИ ВВС был переведён с Ходынского поля в Москве на аэродром в районе города Щёлково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый в СССР воздушный парад с пролётом над Красной площадью. 45 самолётов летели колонной по три машины в ряд, а во главе шёл бомбардировщик ТБ-3 с бортовым номером 311, управлявшийся экипажем Валерия Чкалова.

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Совместно со своим старшим товарищем Александром Анисимовым он испытывал новейшие самолёты-истребители 1930-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящего штопора и замедленной бочки.

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и лётчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Рекордные перелёты

Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936г.Сталин, Ворошилов, Каганович, Чкалов и Беляков.
Встреча после перелёта на Дальний Восток. Щёлковский аэродром, 10 августа 1936 г.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937г.Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом Доме. 28 июня 1937 г.
АНТ-25 в полётеАНТ-25 в полёте

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский, опасаясь повторения неудачной попытки Леваневского (в августе 1935 года полёт С. Леваневского, Г. Байдукова и В. Левченко по маршруту Москва — Северный полюс — Сан-Франциско был прерван из-за неисправности).

Перелёт экипажа Чкалова из Москвы на Дальний Восток стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд в Охотском море. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолёта была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс в Америку. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала борьбы с культом личности Сталина. За перелёт на Дальний Восток весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Кроме того, Чкалову был подарен личный самолёт У-2 (сейчас находится в музее в Чкаловске). Об исключительной пропагандистской важности этого перелёта для своего времени говорит то, что И. В. Сталин лично приехал 10 августа 1936 года на Щёлковский аэродром близ Москвы встречать возвратившийся самолёт. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в городе Ванкувер, штат Вашингтон, США. Протяжённость перелёта составила 8504 километра.
За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

Гибель Чкалова

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полёта на новом истребителе И-180 на Центральном аэродроме.

Полёт готовился в большой спешке, чтобы успеть до конца года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября… 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Н. Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке И-180 к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 7 декабря И-180 вывезли на аэродром; 10 декабря В. П. Чкалов произвёл рулёжку самолёта по земле, при которой мотор часто глох; 12 декабря при повторной рулёжке сломалась тяга управления газом мотора.

13 декабря Поликарпов представил программу испытаний И-180: полётное задание предписывало совершить пробный полёт по кругу в течение 10—15 минут без уборки шасси; затем после тщательного осмотра всей машины осуществить ознакомительный полёт и 1—2 полёта по 30—68 минут; наконец полёт с убранным шасси до высоты 7000 метров. Валерий Чкалов должен был совершить только первый, самый дорогой по оплате, полёт, после чего машина переходила в руки другого лётчика — С. П. Супруна.

По воспоминаниям Д. Л. Томашевича, в этот день температура воздуха была «около минус 25 °C… Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился».

Мемориальный камень-глыба на краю Ходынского поляМемориальный камень-глыба на краю Ходынского поля
поставлен тут только в 1998 годупоставлен тут только в 1998 году
проезжая мимо на автомобиле, его легко и не заметить, если не знатьпроезжая мимо на автомобиле, его легко и не заметить, если не знать

Несмотря на очень низкую температуру вылет прошел неплохо, машина набрала высоту 100-120 метров и с виражом пошла на первый круг над аэродромом. Далее полет продолжался на высоте 500-600 метров. После первого круга самолет пошел на второй круг, растянув последний в сторону завода № 22, после чего пошел на посадку. Не доходя до аэродрома один-полтора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился. Летчик, как отмечено было в акте комиссии по расследованию причин аварии, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами», в районе дровяных складов (Магистральная ул., д. № 13) . Но в последний момент самолёт зацепился за электрические провода и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов. Чкалова выбросило из кабины на 10-15 метров вместе с хвостовой частью фюзеляжа, управлением и сиденьем. Пожара не было, но Чкалов ударился головой о металлическую арматуру, оказавшуюся в месте падения.От полученной травмы через два часа он скончался в Боткинской больнице .

Похоронен Валерий Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

После гибели Чкалова был арестован ряд руководителей авиационного завода, причастных к организации этого полёта. Они были приговорены к длительным срокам лишения свободы за выпуск в полёт самолёта с многочисленными неисправностями, повлёкшими за собой гибель лётчика.

Поблизости места катастрофы в 1998 году был установлен памятный камень. Находится близ дома № 52, корп. 2 чуть в глубине сквера на пересечении Хорошёвского шоссе с Хорошевским тупиком.

Приказ НКО N 070 от 4 июня 1939 года … Число лётных происшествий в 1939 году, особенно в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров. За период с 1 января до 15 мая произошло 34 катастрофы, в них погибло 70 человек личного состава. За этот же период произошло 126 аварий, в которых разбит 91 самолет. Только за конец 1938 и в первые месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков — Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны — тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко.

Эти тяжёлые потери, как и подавляющее большинство других катастроф и аварий, являются прямым результатом:

а) преступного нарушения специальных приказов, положений, лётных наставлений и инструкций;.
е) самое главное, недопустимого ослабления воинской дисциплины в частях Военно-Воздушных Сил и расхлябанности, к сожалению, даже среди лучших лётчиков, не исключая и некоторых Героев Советского Союза…

2. Герой Советского Союза, известный всему миру своими рекордными полётами, комбриг В. П. Чкалов погиб только потому, что новый истребитель, который комбриг Чкалов испытывал, был выпущен в испытательный полёт в совершенно неудовлетворительном состоянии, о чём Чкалов был полностью осведомлён. Больше того, узнав от работников НКВД о состоянии этого самолёта, т. Сталин лично дал указание о запрещении т. Чкалову полётов впредь до полного устранения недостатков самолёта, тем не менее комбриг Чкалов на этом самолёте с не устранёнными полностью дефектами через три дня не только вылетел, но начал совершать свой первый полёт на новом самолёте и новом моторе вне аэродрома, в результате чего, вследствие вынужденной посадки на неподходящей захламлённой местности, самолёт разбился и комбриг Чкалов погиб.

Альтернативные версии

Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова: якобы непонятно, почему опытный образец боевого самолёта взлетал с Центрального аэродрома на Ходынском поле, то есть с полосы гражданского аэропорта, и как он туда попал. Завод, выпустивший опытный образец И-180, существует и сейчас. Это завод имени Хруничева в Филёвской пойме. ВПП закрытого и охраняемого заводского аэродрома располагалась там, где сейчас проходит улица Филёвский бульвар (расположение заводских корпусов и бульвара весьма характерны и до сих пор не утратили следов планировки бывшего авиапромышленного объекта). Эти сомнения — плод незнания истории авиации: в 1938 году аэродром на Ходынском поле был Центральным аэродромом им. Фрунзе. Кроме полётов пассажирских самолётов, он являлся и заводским аэродромом для трёх заводов и нескольких ОКБ, в том числе и ОКБ Поликарпова. Ныне это завод имени П. О. Сухого.

Согласно версии, изложенной дочерью Чкалова, Валерией Валерьевной в фильме телепроекта «Искатели» «Охота на Чкалова», в гибели лётчика виновны НКВД, а также Иосиф Сталин и Лаврентий Берия, сознательно подводившие Чкалова к смерти во время испытательного полёта (например, разрешение на вылет неисправного самолёта, срез жалюзи у мотора).

Семья

Жена — Ольга Эразмовна Чкалова, урождённая Орехова (1901—1997), в браке с 1927 года, ленинградская учительница (после работала в Москве), автор ряда книг и воспоминаний о Чкалове, статей по педагогической тематике.

  • Cын — Игорь Валерьевич Чкалов (1 января 1928, РСФСР, СССР — 2006, Москва, Российская Федерация) — окончил Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского. Полковник. Инженер ВВС. Почётный гражданин Чкаловского района Нижегородской области (Постановление Земского собрания Чкаловского района от 26.12.1997 г. № 8). Внёс большой вклад по пополнению фонда музея В. П. Чкалова в г. Чкаловске. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Автор ряда статей и интервью, посвящённых своему отцу. Полагал, что причиной гибели его отца было преднамеренное убийство («Отца убрали потому, что он имел большое влияние на Сталина»). Имел двоих сыновей.
  • Дочь — Валерия (1935—2013), имела одну дочь.
  • Дочь — Ольга (р. 1939), имеет одну дочь.

Награды

  • Медаль «Золотая Звезда» Герой Советского Союза (24.07.1936, учреждена в 1939 году, уже после смерти Чкалова; вручена его детям в 2004 году);
  • два ордена Ленина (5.05.1935, 24.07.1936);
  • орден Красного Знамени (июль 1937);
  • медаль «XX лет РККА» (февраль 1938).

Сочинения

  • Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка. — М.: Госполитиздат, 1938.
  • Моя жизнь принадлежит Родине. Статьи и речи. — М., 1954.
  • Наш полёт на АНТ-25. — М.: Биб-ка «Огонек» № 59 (974), 1936.
  • Высоко над землёй. Рассказы лётчика. — М.-Л.: Детгиз, 1939.

Память

Памятные места

  • Мемориальный музей В. П. Чкалова в г. Чкаловске Нижегородской области.
Улица Всеволода Вишневского (Санкт-Петербург), дом 11, в котором жил Валерий Чкалов. Вид в сторону Чкаловского проспекта. На доме установлена мемориальная доскаУлица Всеволода Вишневского (Санкт-Петербург), дом 11, в котором жил Валерий Чкалов. Вид в сторону Чкаловского проспекта. На доме установлена мемориальная доска
  • 1924—1927 — улица Милосердия, 21 (ныне — улица Всеволода Вишневского, 11);
  • 1926—1928 — Троцк (Гатчина) Красноармейский проспект, 4; на доме проживания установлена мемориальная доска.
  • 1929—1930 — улица Текстилей (бывшая улица Милосердия), 21.
  • Имя Чкалова ранее носила московская улица Земляной Вал (часть Садового кольца), где стоит дом, в котором жил Чкалов. На этом доме есть мемориальная доска со словами «В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов».
  • В 1998 году (к 60-летию гибели Чкалова) вблизи места падения его самолёта на Ходынском поле (в настоящее время это район дома № 52, к. 2 по Хорошёвскому шоссе, пересечение Хорошёвского шоссе и Хорошёвского тупика, метро «Полежаевская») установлен мемориальный камень.

Названы в честь Чкалова

  • С 1938 по 1957 год имя Чкаловской носила Оренбургская область.
  • Населённые пункты:
    • город Чкаловск в Нижегородской области,
    • с 1956 по 2016 город Бустон в Согдийской области Таджикистана назывался Чкаловском,
    • село Чкалово в Северо-Казахстанской области Казахстана, село Чкалово в Атырауской области Казахстана,
    • село Чкалово в Бухар-Жырауском районе Карагандинской области Казахстана.
    • посёлок городского типа Чкаловское в Харьковской области,
    • посёлок Чкаловский (Московская область),
    • поселок Чкалов (Оренбургская область)
    • посёлок Чкаловск (Калининградская область),
    • посёлок Чкалова в Запорожье, Украина,
    • посёлок им. Чкалова (входит в состав города Тверь)
    • с 1938 по 1957 годах город Оренбург назывался Чкаловым,
    • село Чкаловское (Приморский край).
    • село Чкаловка (Гехаркуникская область, Армения)
  • Район города — Чкаловский административный район в Екатеринбурге.
  • Микрорайоны городов:
    • посёлок имени Чкалова в городе Каменске-Уральском Свердловской области;
    • посёлок Чкаловск в составе Калининграда;
    • Чкаловский микрорайон в Екатеринбурге;
    • Чкаловский микрорайон в Омске;
    • Чкаловский микрорайон в Переславле-Залесском;
    • Чкаловский микрорайон в Ростове-на-Дону;
Слева— портрет В.П.Чкалова, изображение самолёта АНТ-25 и карта его перелёта через Северный полюс в Америку на брандмауэре дома у начала Чкаловского проспекта в Санкт-Петербурге. Справа внизу— бюст В.П.Чкалова.Слева — портрет В. П. Чкалова, изображение самолёта АНТ-25 и карта его перелёта через Северный полюс в Америку на брандмауэре дома у начала Чкаловского проспекта в Санкт-Петербурге. Справа внизу — бюст В. П. Чкалова.

Микрорайон имени Чкалова в городе Ковров Владимирской области.

  • Имя Чкалова носят 1778 проспектов, улиц и переулков в России, а также ряд улиц за рубежом:
    • Чкаловский проспект в Санкт-Петербурге, проспект имени Чкалова в Дзержинске
    • площадь Чкалова в Ростове-на-Дону.
    • Улица Чкалова:
      • в России — в Абакане, Азове, Архангельске, Астрахани, Ачинске, Белгороде, Борисоглебске, Белове, Богородске (Нижегородской обл.), Брянске, Барнауле, Владивостоке, Владикавказе, Воронеже, Гатчине, Горно-Алтайске, Дивногорске, Домодедово, Екатеринбурге, Жуковском, Ижевске, Иркутске, Искитиме, Ишимбае, Йошкар-Оле, Калининграде, Кемерово, Керчи, Коврове, Коломне, Котласе, Красноармейске, Краснодаре, Красноярске, Магнитогорске, Миассе, Михайловке, Москве (посёлок имени Ларина), Муроме, Нальчике, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Петрозаводске, Перми, Рязани, Рыбинске, Самаре, Смоленске,Снежинске, Ставрополе, Стерлитамаке, Ступино, Сыктывкаре, Твери, Вышнем Волочке, Томске, Улан-Удэ, Химках, Хабаровске, Череповце, Черногорске, Чистополе, Чите, Элисте, Якутске, Ярославле, Кимовске, Казани;
      • за рубежом — в Ванкувере (США), в Праге, в Минске, Гомеле, Бресте, Витебске, Барановичах, Борисове, Орше (Республика Беларусь), в Луцке, Виннице, Днепре, Измаиле, Малине, Николаеве, Харькове, Херсоне, Никополе, Хмельницком, Лубнах, Черновцах и Геническе (Украина), в г. Караганде, Костанае,Павлодаре, Усть-Каменогорске, Рудном и Талгаре (Казахстан), в Тирасполе (Молдавия, фактически Приднестровская Молдавская Республика).
  • Учебные заведения:
    • Череповецкий лесомеханический техникум имени В. П. Чкалова
    • Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков в городе Борисоглебске Воронежской области (постановление СНК Союза ССР от 28 декабря 1938 года). Там же установлен бронзовый бюст героя.
    • Архитектурно-строительный университет в Нижнем Новгороде
    • Воронежский авиационный техникум имени В. П. Чкалова
    • Егорьевский авиационный технический колледж гражданской авиации имени В. П. Чкалова
    • Школа № 1397 имени В. П. Чкалова (Москва)
    • Школа № 116 имени В. П. Чкалова (Нижний Новгород)
    • Школа № 3 имени В. П. Чкалова, город Арзамас Нижегородской области
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова (рабочий посёлок Шугурово (Татарстан)
    • Средняя общеобразовательная школа имени Чкалова (Нарын, Кыргызстан)
    • МБОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В. П. Чкалова (Хабаровск)
    • МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» (Новокузнецк)
    • Оренбургский государственный педагогический институт имени В. П. Чкалова
    • Школа № 8 имени В. П. Чкалова (Белая Церковь, Украина)
    • МАОУ СОШ №74 имени В. П. Чкалова (Екатеринбург)
  • Станции рельсового транспорта:
    • станции метро «Чкаловская»: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ташкенте (в октябре 2012 года переименована в Дустлик) и в Екатеринбурге;
    • железнодорожная станция Чкаловская.
Ил-96-300 «В. Чкалов»Ил-96-300 «В. Чкалов»
  • Воинские части:
    • Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны РФ имени В. П. Чкалова (Липецкий авиацентр).
  • Предприятия:
    • Аэропорт «Чкаловский».
    • Авиационный завод в Новосибирске. (НАПО имени В. П. Чкалова).
    • Авиационный завод в Ташкенте (Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова).
    • Государственный лётно-испытательный центр Министерства обороны имени В. П. Чкалова
  • Остров в Сахалинском заливе Охотского моря. На этом острове, ранее называвшемся Удд, приземлился экипаж Чкалова 22 июля 1936 года.
  • Пик Чкалова (4150 м) — Богосский хребет, Большой Кавказ (Дагестан).
  • Именем В. П. Чкалова назван астероид (2692) Чкалов.
  • Дворец культуры имени В. П. Чкалова в Новосибирске.
  • Детский лагерь СОЛКД «Чкаловец» в Новосибирской области
  • Дворец культуры имени В. П. Чкалова в Белой Калитве.
  • Имя Чкалова носит волжский трёхпалубный теплоход (проект 26-37).
  • Имя «В. Чкалов» носит один из самолётов Ил-96-300 (RA-96005) авиакомпании «Аэрофлот — Российские Авиалинии».
  • Одному из стратегических бомбардировщиков Ту-160 присвоено имя «Валерий Чкалов».
  • Николаевский областной русский драматический театр имени В. П. Чкалова (Николаев, Украина).
  • Футбольный клуб «Сибирь» носил название «Чкаловец».
  • Центральный аэроклуб имени В. П. Чкалова

Памятники и монументы

Памятный знак в Хабаровске на месте, где В.П.Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвящённом окончанию беспосадочного перелёта по «правительственному» маршруту.Памятный знак в Хабаровске на месте, где В. П. Чкалов выступал 2 августа 1936 года на митинге, посвящённом окончанию беспосадочного перелёта по «правительственному» маршруту.
  • В г. Днепре, Киеве, пгт Гостомель Киевская область, г.Ирпень (на территории военного госпиталя).Кстово, Санкт-Петербурге (два бюста на Чкаловском проспекте и мемориальная доска на доме, где жил Чкалов), Новосибирске, Химках.
  • Мемориальная доска в Гатчине, на доме № 4 по Красноармейскому проспекту, в котором Чкалов жил в 1926—1928 годах.
  • Мемориальная доска в Петрозаводске (открыта 31 мая 2013 года).
  • Несколько памятников установлены в Нижнем Новгороде: памятник на Волжском откосе возле Нижегородского кремля и на ул. Землячки, где жили предки лётчика.
  • Бюст в парке «Крылья Советов» Авиастроительного района Казани.
  • Бронзовый бюст на территории Севастопольского Авиационного предприятия.
  • Бронзовый бюст у входа в Боинговский авиамузей в Сиэтле.
  • Бронзовая скульптура высотой в шесть метров на семиметровом пьедестале установлена в 1954 году на набережной реки Урал в Оренбурге.
  • Бронзовый памятник в городе Жуковском. Установлен в начале улицы, которая названа в честь В. П. Чкалова. На одном из домов этой улицы, укреплена памятная мраморная плита с краткой информацией о В. П. Чкалове и его героических перелётах.
  • В Новосибирске памятник перед зданием управления авиационного завода (НАПО имени В. П. Чкалова).
  • Монументальная лестница в историческом центре Нижнего Новгорода, соединяющая Верхне-Волжскую и Нижне-Волжскую набережные.
  • Памятник на железнодорожной станции Берёза-Картузская, в деревне Первомайская, Брестской области. Единственный памятник Чкалову в Белоруссии. Согласно табличке на пьедестале «памятник установлен в честь остановки здесь В. Чкалова вместе с Г. Байдуковым и Беляковым в 1937 году по пути на Родину после исторического перелёта через Северный полюс в США». По другой версии, определяющим в выборе места для установки памятника стал тот факт, что в деревне Первомайская (тогда — Блудень) родился бортмеханик самолёта АНТ-25 Василий Бердник.
  • Памятник В. П. Чкалову в Одессе, во внутреннем дворе санатория имени Чкалова на Французском бульваре.

Бюст В.П.Чкалова установлен в г.Якутске 14.11.2008 года в сквпре на перекрестке улиц Чкалова и Чепалова

Другое

  • 20 мая 1974 года в Ванкувере (штат Вашингтон, США) был создан Чкаловский комитет трансполярного перелёта — общественная некоммерческая организация, в которую вошли представители деловых кругов и местной элиты. 20 июня 1975 года в этом городе «в знак уважения к великому русскому народу» был открыт памятник, названный Чкаловским монументом
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам.
  • Борис Гребенщиков написал песню «Под мостом, как Чкалов».
  • Известная нижегородская рок-группа носит имя «Чкалов».
  • Валерий Павлович Чкалов — единственный реальный персонаж мюзикла «Норд-Ост». Создатели спектакля изобразили великого летчика сильным и отзывчивым человеком, согласившимся помочь главному герою — Сане Григорьеву в осуществлении экспедиции по поиску корабля «Святая Мария».
  • Электропоезд ЭД9Т носит название «Валерий Чкалов».
  • В 2014 году в России создан бренд одежды и мебели "Чкалов-ТМ" (торговая марка «Chkalov»).

Фильмография

  • В 1941 году на киностудии имени М. Горького был создан историко-биографический фильм «Валерий Чкалов» (новая редакция выпущена в 1962 году). В главной роли: Владимир Белокуров. Режиссёр-постановщик: Михаил Калатозов.
  • В 1974 году на Горьковском телевидении вышел документальный фильм "Ваша жизнь" с воспоминаниями о жизни Валерия Чкалова Героев Советского Союза Георгия Байдукова, Александра Белякова, Анатолия Ляпидевского и дважды Героя Советского Союза Владимира Коккинаки.
  • В 1987 году вышел документальный фильм режиссёра В. Ф. Коновалова «Рейс сквозь память» о полётах экипажей В. Чкалова и М. Громова через Северный полюс в Америку в 1937 году, в создании которого принимали участие киностудия «20th Century Fox» и актриса Ширли Темпл.
  • Образ Чкалова в 2007 году был использован в сериале «Сталин. Live» (в роли Дмитрий Щербина).
  • В 2012 году кинокомпаниями «Соло Фильм» и «Централ Партнершип» был снят восьмисерийный биографический сериал «Чкалов» («Крылья») о жизни лётчика с 1924 по 1937 год. Режиссёр Игорь Зайцев. В главной роли — Евгений Дятлов. Трансляция сериала началась 1 октября 2012 года по Первому каналу. Дочь Валерия Чкалова Ольга крайне отрицательно отнеслась к данной экранизации.
  • В 2014 году «РД Студия» был снят четырёхсерийный фильм «Люди, сделавшие Землю круглой» о рекордных перелётах 1930-х годов, в котором рассказывается о перелёте В. П. Чкалова через северный полюс.

Литература

  • Маркуша А. М. Бессмертный флагман (Чкалов): Лирический репортаж. — М.: Молодая гвардия, 1974. — Т. 37. — 160 с. — (Пионер — значит первый). — 100 000 экз.
  • Водопьянов М. В. Валерий Чкалов. — М.: Молодая гвардия, 1954. — 288 с («Жизнь замечательных людей»). / Тираж 90000 экз.
  • Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  • Волков В. Покорение воздушного пространства и техники личности сталинского времени// Культуральные исследования: Сб. науч. работ. — СПб.-М.: Изд-во Европейского ун-та в СПб., Летний сад, 2006. — С. 189—201.
  • Маслов М. А. Роковой истребитель Чкалова: Самая страшная авиакатастрофа Сталинской эпохи. — М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. — 96 с., ил. 1 800 экз.,
  • И. Шевалев. Пять встречь с великим лётчиком // Крылья Родины. — М:: ДОСААФ, 1974. — № 2. — С. 16, 17.