Краткая биография

Владимир Семёнович Барулин (7 января 1931, с. Октябрьское, Украинская ССР — 2008) — советский, российский философ; доктор философских наук, профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

В 1954 г. окончил философский факультет Киевского университета, в 1959 г. — аспирантуру по кафедре философии Московского областного педагогического института.

С 1954 г. преподавал философию в Луцком педагогическом институте, с 1957 г. — в Барнаульском педагогическом институте, с 1967 г. — в Алтайском политехническом институте (в 1964—1967 гг. заведовал кафедрой философии).

С 1977 г. — профессор кафедры философии Института повышения квалификации при Московском университете (в 1981—1987 гг. — заведующий кафедрой).

Научная деятельность

Основные направления научных исследований — социальная философия, социально-философская антропология.

Исследуя отношения материального и идеального в обществе, показал, что это отношение является методологической основой как всей системы социально-философского знания, так и — в своих модификациях — базой для выделения подсистем законов и категорий, определённых уровней данного знания («категориальных рядов»). Предложил определения базовых сфер общественной жизни, выявил их детерминационные и функциональные связи, раскрыл историческую эволюцию как конституирование основных сфер и как динамизм, многоплановость всей системы их взаимосвязей.

Разработал общую концепцию социальной философии, её предмета, системы законов и категорий, структуры, методологических функций. Выделил три уровня структуры социальной философии: основные сферы жизни общества; основные формы интегрального бытия и функционирования общества (структура общества, общество как исторический процесс, движущие силы развития общества); общество как целостный мир (общество как природный мир, общество как творение человека, общество как мир культуры).

Выделив особый класс философско-антропологических законов, раскрывающих субстанциально-определяющую роль человека по отношению к обществу, пришёл к выводу о необходимости конституирования социально-философской антропологии как самостоятельной ветви философии знания, опирающейся на общие положения философской антропологии и находящейся в отношении дополнительности к социальной философии. Определил предмет социально-философской антропологии как «закон взаимодействия обществ, сущности человека и человеческой сущности общества в их многоплановости и всемирно-историческом развитии», раскрыл социально-созидательный потенциал человека, духовность как сферу его сущности, охарактеризовал всеобщие модусы человеческого бытия, к числу которых наряду со свободой творчества относятся смысло-ценностное самоутверждение, устремление к абсолютному. Выдвинул положение об антропологическом детерминизме, о формах представленности человека в обществе, его структурах, о различных механизмах античеловеческого «оборачивания» общества и его институтов и ряд других.

В 1971 г. защитил докторскую диссертацию «Отношение материального и идеального в обществе как проблема исторического материализма».

Автор свыше 150 научных работ, в том числе 11 монографий.