Иоганн Гердер

цитаты, афоризмы, высказывания

Иоганн Гердер
Иоганн Гердер - немецкий писатель и теолог, историк культуры, критик, поэт второй половины XVIII века
В чём может состоять человеческое образование? На чём должно оно основываться? На мере. На ней покоятся все законы природы, точно так же, как все наши ясные и правильные понятия, наши ощущения прекрасного и благородного, применение наших сил на пользу добра, наше счастье, наше наслаждение: только мера питает и воспитывает нас, мера образует и сохраняет творения.
В одиночестве человек — слабое существо, в единении с другими — сильное. Глубокий, проникающий в сердце взгляд друга, слово его совета, его утешения раздвигают и поднимают низко насевшие над ним тучи.
Большинство людей — животные, они принесли с собой только способность человечности, и её только нужно воспитывать, воспитывать с усердием и трудами. А как мало людей, в ком подобным образом воспитана человечность! И у самых лучших — как нежен, как хрупок этот взращенный в них божественный цветок!
Все влечения живого существа можно свести к двум основным: к сохранению жизни и к участию в жизни других, к общению с другими.
Развитие общества — единственный прогрессивный исторический процесс, включающий в себя своеобразие национальных культур и исторических эпох, как качественно самостоятельных ступеней мировой истории.
Если человек замкнул цепь земных созданий, будучи её высшим и последним звеном, то именно потому он даёт начало цепи высшего рода существ, будучи самым низким звеном в этой цепи; поэтому человек, по всей вероятности, звено, соединяющее две сцепленные системы творения.
Два величайших тирана на земле: случай и время.
Прямой и прекрасный облик человека воспитал в нём понимание благопристойного, ибо благоприличия — прекрасные слуги и друзья истины и справедливости.
Цель нашего земного существования заключается в воспитании гуманности, а все низкие жизненные потребности только служат ей и должны стать разумом, тонкие чувства — искусством, влечения — благородной свободой и красотой, побудительные силы — человеколюбием.
Труд — целительный бальзам, он — добродетели источник.
Стремись оставить Землю довольным, благослови юдоль, где играл ты, дитя бессмертия... У тебя нет прав на неё, у Земли нет прав на тебя; увенчанный такой свободой, перепоясанный поясом неба, счастливо продолжай свой страннический путь.
Человек сотворён, чтобы искать порядок, чтобы внести ясность в свой малый промежуток времени, чтобы грядущее строить на прошедшем, — иначе зачем человеку память, зачем воспоминания?
Человек — первый вольноотпущенник творения; он ходит выпрямившись. В нём — весы, на них взвешивает он добро и зло, истину и ложь: он может искать, он может выбирать.
Позорно не наказание, а преступление.
Никакое чтение не требует столь строгой нормы, как чтение отрывочных, разбросанных мыслей.
Мы приходим и уходим, и каждый миг приносит на Землю тысячи и уносит тысячи; Земля — пристанище для странников, блуждающая звезда, на которой останавливаются и с которой улетают караваны птиц.
Люди или возвышали человека, превращая его в бога, или низводили отца миров с небес, воплощая его в человеческий облик.
Истинное величие зиждется на сознании собственной своей силы, ложное же — на сознании слабости других.
Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума.
Знакомство с мыслями светлых умов составляет превосходное умственное упражнение: оно оплодотворяет ум и изощряет мысль.
Если язык человека вял, тяжёл, сбивчив, бессилен, неопределён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.
Лишь немногие шли впереди толпы, они, словно врачеватели, принуждали толпу пользоваться целебными средствами, которые сама толпа ещё не могла выбрать для себя; но вот эти немногие были цветом рода человеческого, были бессмертными вольными сынами богов на земле. И имя каждого из них — имя миллионов.
Каждый народ имеет в себе масштаб своего совершенства, несравнимый с другими народами.
Красивое не нуждается в дополнительных украшениях — больше всего его красит отсутствие украшений.
В ошибке любой женщины есть вина мужчины.